25.03.2021
ЗАКОН ЗЕМЛИ
Спектакль «Поле» по пьесе современного ирландского драматурга Джона Брендана Кина в постановке режиссёра Сергея Федотова, похоже, прочно войдет в репертуар Пермского театра «У Моста». Впервые он был показан на Международном фестивале Мартина МакДонаха в Перми в октябре прошлого года. И сразу собрал положительные отзывы и зрителей, и театральных критиков.
Ранее пьеса была неизвестна в нашей стране и не переведена на русский. Поэтому постановка Сергея Федотова – полновесная российская премьера, которая оказалась к тому же весьма успешной.
– У авторов Брендана Кина и МакДонаха много общего, они ирландцы, оба рисуют яркие характеры героев, – говорит режиссёр. – Правда, у МакДонаха больше неожиданных сюжетных поворотов, а пьеса «Поле» более повествовательна, но, в то же время, и более трагична.
Это история ирландского фермера Тади МакКейба по прозвищу Бык, который ради куска земли готов убить человека. И не только готов, но и убивает. В такое трудно поверить, ведь речь идёт не об участке, напичканном золотом или нефтью, – об обычном поле. Между тем в основу пьесы легла реальная история, случившаяся в Ирландии не в такие уж давние времена – в середине прошлого века.
Пьеса многослойна, неоднозначна. В ней нет хороших и плохих героев, нет советов, как жить и поступать. Вообще нет никаких оценок. Даже осуждения за убийство как бы нет. Бык в противовес законам, принятым в обществе, устанавливает свой, который называет закон земли. По нему права на землю имеет только тот, кто вложил в неё труд. Посягнувших на поле, особенно чужаков, можно убивать. Кроме земли нет другой ценности, и те, у кого её нет, не люди.
На поле Тади МакКейба захоронена его человечность. Когда-то на этой земле он выбирал, что сделать: позвать священника к умирающей матери или убрать сено, потому что надвигается дождь. И выбрал сено. Из-за травы с этого поля он уже 18 лет не разговаривает с женой, живя с ней рядом. Тут он убил из ружья циркового пони, случайно забредшего на участок пощипать травы. С полем связано самоубийство его старшего сына.
И надо ли удивляться, что все односельчане, зная правду об убийстве американца, претендовавшего на покупку участка, молчат. Ведь иначе они рискуют отправиться вслед за чужаком.
Отношения главного героя с участком земли – лишь одна линия спектакля. Многих зрителей куда больше цепляет вечный вопрос – отцы и дети.
Инна Влад
«Российская газета»