Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

14.12.2018

Забавная легкость бытия

Санкт-Петербургская премьера спектакля «Ханума» пермского театра «У Моста» – это одновременно и сенсация, и «смертельный номер». Режиссер в таких постановках неизменно рискует своей репутацией и именем. Если я вам проспорю, с меня – бутылка «Киндзмараули»! 

Во-первых, грузинская тема нынче в России не в моде. Раньше грузин по разнарядке сверху назначали штатными юмористами всея СССР, над их безобидными шутками смеялись от Владивостока до Львова. Мы по-настоящему бескорыстно и честно дружили! Сегодня в нашу застольную идиллию шумно вмешалась буйнопомешанная госпожа Политика. Мы напоминаем Каина и Авеля, или даже двух смертельно повздоривших братьев из пьесы МакДонаха «Череп из Коннемары» (кстати, тоже представленной пермяками на суровый суд петербургской публики и заслужившей ее одобрение). Грузинский и русский столики, к сожалению, ныне находятся в противоположных углах духана! Трактирщик подает всем только острые блюда. Как такое возможно? Разве мы больше не братские народы? 

Во-вторых, изящной пьесе уже более ста лет! За это время полностью сменились коды восприятия житейских истин. Традиционный брак больше не вызывает восхищения, за честь не сражаются, невинность повсеместно презираема, поскольку задорого не продается. Тема сватовства предана забвению, женихи не выбирают невест, а равнодушные к рыцарству девушки не нуждаются в папенькином приданом и чистых маминых простынках. Что с нами произошло? Кто вернет нам значение подлинных ценностей? 

В-третьих, самый известный спектакль был записан для телевидения больше сорока лет назад. Уверен, что его неоднократно посмотрело и даже вызубрило близко к тексту почти все русскоговорящее сообщество, в какой бы стране оно не проживало. На Новый год тягучая песня про беспечный Авлабар раздавалась буквально «из всех утюгов». Забыть – невозможно, повторять – бессмысленно! А разве кто-то собирался? 

Вернемся к постановке театра «У Моста». Полагаю, что современное прочтение пьесы весьма удачно и исходит из сложившегося культурного контекста. Как я узнал, режиссерская работа над «Ханумой», началась задолго до первого прочтения пьесы труппой. Это было полное погружение в древнюю культуру Грузии, семейный быт, музыку, танец, язык и историю. Все в спектакле подлинное, все насыщенно кавказским колоритом, не оставляет в восприятии зрителя даже малого места для ростка робкого сомнения. Сергей Павлович вложил в этот спектакль всю свою любовь к Кавказу. Вы это бесспорно заметили! 

Проверено на грузинах?! Достоверно известно, что именно благодаря творческой дерзости и харизме Федотова, постановку сначала обкатали в гастрольной поездке по Грузии. Как сказали современные обитатели Авлабара: «Этого не отважился сделать сам Гога»! Смело! Петербург стал «вторым после», но зрители – не обиделись, «Хануму», несомненно, приняли. 

Основателю театра «У Моста» досталась беспримерно непростая задача, поскольку водевиль драматурга Авксентия Цагарели прочно ассоциируется в памяти с известным телевизионным спектаклем. Отойти от стереотипа зрительского восприятия архисложно, велик риск выдать «под праздничек» кислую антрепризу уровня сельского Дома культуры. Увы, подобное явление теперь не редкость для нашей культурной Столицы! 

Сергей Федотов – страстно влюбленный в театр мечтатель, который владеет волшебством мистического воплощения своих идей в повседневную реальность. Грузия для Федотова – не забавные анекдоты, не терпкое Мукузани, не румяные хачапури, а тонкий вкус настоящего, сущностного Бытия. На спектакле тебя наполняет детское чувство глубокого восторга от легкой непринужденности жизни. Это притяжение семьи и уютного дворика, где простодушно ссорятся и непременно мирятся, а соседи всегда приходят на помощь. Нас словно ввели в гостеприимный грузинский дом, усадили за общую дружескую трапезу. Здесь чисто и светло, нет пошляков и негодяев, а друзья неизменно становятся родственниками. 

Именно с этим пониманием остается наедине душа. Мы продолжаем вести внутренний диалог, когда спектакль давно закончился. Не здесь ли нам явлена подлинная сила психологического театра? Это то значимое мистическое переживание, что напоминает вкус славного вина, который ты помнишь даже по прошествии многих лет. Как нам душевно очерствелым и прагматичным по-настоящему судить о происходящем на сцене таинстве? Мы лишь отражаем тот свет, что посылают нам те, чьи глаза сияют от счастья перевоплощенья. 

Комедийность сюжета построена на том открытии, что некоторые женщины обладают мужскими чертами характера, а мужчины – женскими. Свахи Ханума (Виктория Проскурина) и Кабато (Мария Новиченко) выглядят сильней и мудрей нерешительных и алчных мужчин с гигантскими кинжалами. Сергей Федотов намеренно убрал из постановки известные сцены банного досуга и базара. Режиссер оставил зрителю достаточно пространства для драматического размышления о постыдности человеческого лицемерия. Стоит отметить игру актеров Сергея Мельникова (князь Вано Пантиашвили) и Владимира Ильина (купец Микич Котрянц). Они весьма хороши во всех постановках Федотова. Женские сердца своим обаянием покорили Андрей Воробьев в роли приказчика Акопа и Егор Дроздов в роли нерешительного Котэ. Плохой жених, как известно, это самый идеальный муж. Согласны? 

Артисты великолепно взаимодействуют на сцене, им нравится решать трудные психологические задачи, а от избытка сердца, как известно, говорят уста. Театр «У Моста» привез нам настоящий праздник. Чувство семейного единения зрителя и актеров – несомненная заслуга всего талантливого творческого коллектива. 

Горчинка одна – совершенно излишне свой лучший труд посвящать кому-либо, кроме Создателя, поскольку люди так устроены, что обязательно станут все сравнивать и жестоко вспоминать «как было когда-то, встарь». 

Недостаточно сказать, что зритель увидел настоящую Грузию, которая нас не пугает и, к удивлению, еще не позабыта. Мы ведь очень близки по духу! Пусть мой наивный отзыв прозвучит как тост! Каждая такая премьера служит неиссякаемым источником блаженного счастья! Если сегодня мы не сможем поехать в Грузию, то она сама, через Пермь приедет к нам! Мы рождены, чтобы жить, любить и радоваться! Вы, кажется, проспорили мне бутылку «Киндзмараули»? 

 

Алексей Пирогов, журналист. Санкт-Петербург