Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

10.12.2024

Хоакин Мурьета: новая сценическая жизнь легендарной рок-оперы

Название спектакля «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» сегодня не так часто можно встретить на театральных афишах в России, хотя он занимает особое место в истории отечественного театра. Это одна из первых рок-опер, которая привнесла в театральное искусство элементы рок-музыки, что было довольно новаторским для своего времени. Премьера спектакля состоялась в 1974 году на сцене знаменитого московского театра «Ленком», который славится своими экспериментами и смелыми постановками.

Музыку к пьесе Павла Грушко, основанной на драматической кантате чилийского поэта Пабло Неруды, создал в тот период ещё молодой композитор Алексей Рыбников.

Спектакль сразу стал культовым, и казалось, что его ждёт долгая и счастливая сценическая судьба. Но случилось так, что вторая опера Рыбникова – всемирно известная «Юнона» и Авось», премьера которой также прошла в «Ленкоме» в 1981 году, затмила славу «Звезды…». И о Хоакине Мурьете на долгие годы практически забыли…

Тем более радостно, что своеобразное возрождение «Хоакина» произошло именно в Перми, на сцене легендарного театра «У Моста». Это событие особенно значимо, поскольку спектакль стал результатом смелого и талантливого дебюта студентов первого курса театрального факультета ПГИК. Постановку осуществил основатель и бессменный худрук театра, а также руководитель курса Сергей Федотов.

В центре сюжета – судьба простого чилийского парня Хоакина Мурьеты, который, как и многие его соотечественники, поддался «золотой лихорадке», охватившей Южную Америку в середине XIX века. Вместе с друзьями он отправился в Калифорнию за золотом, но на его пути встретилась настоящая любовь – девушка, которая раньше являлась ему в мечтах в образе недосягаемой Звезды. Поглощённый чувствами к Тересе, своей Звезде, он не заметил, как сама Смерть – зловещий и циничный антагонист Звезды – «взяла его след» и начала охоту на него и его возлюбленную…

Режиссура Сергея Федотова впечатляет смелыми решениями. Особенно это заметно в интерпретации образа Смерти. В прежних постановках, которые когда-либо доводилось видеть, Смерть всегда была представлена единственным актёром – всё традиционно. Однако у Федотова образ Смерти воплощён целым ансамблем из пяти актёров! Это необычное «расщепление» образа действительно производит сильное впечатление. Смерть как будто становится всеобъемлющей, заполняя всё сценическое пространство и словно материализуя собственные слова: «Я – предел пределов!..» Такой подход кардинально изменяет восприятие персонажа, придавая ему ещё большую эпичность и зловещую значимость.

Смерть контрастирует с образом Звезды/Тересы, что, конечно же, заложено и в самой пьесе Грушко, о чём красноречиво говорит название «Звезда и Смерть…». Однако на сцене театра «У Моста» этот контраст получает яркое визуальное воплощение. Звезда –  легкая, как будто сотканная из воздуха, и хрупкая Тереса, в исполнении первокурсницы Анамарии Флореску, способна заворожить зрителя своей женственностью и естественным обаянием. А если к этому добавить её впечатляющие вокальные способности, которые, несмотря на некоторую неопытность, производят сильное впечатление, то образ, который создаёт Анамария, становится идеальным образом мечты!

Однако роль Звезды/Тересы сложна не только с точки зрения вокала, но и в психологическом аспекте. Один из самых драматичных моментов спектакля – это сцена скорби о «нерождённом сыне» и гибель Тересы. Актриса, которая только начинает свой путь в искусстве, сумела так проникновенно выразить страдание и боль своего персонажа, что невозможно было не поверить в правдивость происходящего на сцене!

И, безусловно, нельзя не отметить выдающуюся актёрскую игру и вокальные данные молодого артиста Григория Васина, блестяще исполнившего роль Хоакина. Хоакин в его интерпретации одновременно нежный и решительный, романтичный и непоколебимый.  Его исполнение наполнено глубиной и страстью, что позволяет зрителям ощутить каждую музыкальную интонацию, каждую эмоцию, с особой яркостью.

Кроме того, актёру приходится очень много и активно двигаться, поскольку его роль сопряжена с драками и жестокими потасовками, и при этом ещё и петь! Стоит отметить, что он сумел превратить те огрехи, которые неизменно могут возникнуть в подобных случаях, в своеобразную художественную выразительность, благодаря чему эти мелкие недочёты практически не заметны.

И не забудем, что Рыбников, создавая «Хоакина», ориентировался именно на драматических артистов, а не на профессиональных певцов. В этом контексте исполнение его музыки молодыми актёрами драмы выглядит органичным и естественным. Их интерпретации, пронизанные искренними эмоциями, передают глубину и многослойность музыкального материала, позволяя зрителю не просто слышать, но и чувствовать каждое слово.

Хотя музыка Рыбникова и подверглась некоторой модернизации, режиссёру и музыкальному руководителю театра Олесе Егоровой удалось в целом сохранить её первозданную свежесть и оригинальность. Это стало возможным благодаря бережному подходу к интерпретации. Музыка звучит более современно и динамично, но при этом глубоко уважительно к оригиналу. Этот баланс стал залогом успеха постановки, привлекая как давних почитателей творчества композитора, так и новое поколение зрителей.

Сценография усиливает общее восприятие: минималистичный и символичный подход к декорациям создаёт атмосферу, в которой зрители могут погрузиться в происходящее на сцене, не отвлекаясь ни на секунду от событийного ряда и от музыки. Каждая деталь интерпретирована с тщательностью, их лаконичность служит превосходным фоном для драматургического действия, позволив зрителям полностью сосредоточиться на условностях искусства.

Стоит отметить, что театр «У Моста» – не просто здание, а культовая площадка, имеющая богатую историю и известная своими экспериментальными постановками. Выбор именно этого произведения для студенческого спектакля – смелый шаг. Это говорит о высоком уровне подготовки студентов и о доверии, которое им оказал Сергей Федотов. Отрадно, что рок-опера Рыбникова содержит в себе темы, близкие молодому поколению, позволяющие студентам проявить себя, раскрыть свой потенциал и освоить сложные режиссёрские и актёрские задачи. Хочется верить, что  этот  спектакль – лишь начало большого  творческого пути для  молодых талантов.

И, конечно, хочется верить, что этот спектакль войдёт в репертуар театра на постоянной основе, привлекая к себе искренние сердца зрителей – как пермяков, так и гостей из других уголков России и за её пределами. Пусть музыка Алексея Рыбникова с её ярким мелодизмом дарит неподдельные эмоции, а выдающаяся актёрская игра труппы театра «У Моста» вызывает бурю чувств и непередаваемое восхищение.

 

Павел Гурд