Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

28.05.2018

ВЫБОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЕРДЦА

Ради чего стоит не переставать возвращаться к спектаклю «Мастер и Маргарита»? Что так притягательно в нем для зрителя? Ответ, с одной стороны, прост. С другой, нет.

Есть удивительное и необъяснимое явление, с которым каждый из вас непременно встречался в своей жизни. Книга, которую, прочитав однажды, вы не перестанете перечитывать. Еда, которая не перестанет насыщать вас и приносить удовольствие. Фильм, который будет продолжать вас радовать и помогать улыбаться в самые тяжелые моменты. Человек, присутствие которого рядом становится жизненной необходимостью. Все эти явления как будто сами по себе и есть часть нашего существа, как будто в момент рождения мы, будучи целыми, распадаемся на маленькие частицы и весь смысл нашей жизни в собирании недостающих фрагментов мозаики.

Единственное, что у каждого из нас разные вкусы на книги, еду, фильмы, людей, но здесь уже как в стихотворении Роберта Рождественского: «Мы совпали с тобой, совпали…»

Не совпасть с «Мастером и Маргаритой» очень сложно, ведь этот спектакль дарит нам призрачную, но все-таки надежду, а как говорил Оскар Уайльд: «Жизнь и есть надежда». Получается, спектакль дарит нам жизнь, учит нас жизни.

Он наставляет нас вместе с Владимиром Ильиным в роли Понтия Пилата на справедливое и мудрое отношение к собственным словам и действиям, за последствия которых приходится расплачиваться вечными муками совести. Актер, на мой взгляд, очень гармоничен в этом образе и мастерски показывает трагичный слом огрубевшего человека, сделавшего выбор в пользу собственной безопасности и не решившегося пожертвовать всем ради светлого и доброго человека Иешуа – единственный человек, который проявил к нему понимание и любовь. Никакой власти и силы в голосе, а только беспредельная горечь, безнадежность в его страшном приговоре.

Спектакль помогает нам понять, казалось бы неоправданный поступок Мастера в исполнении Андрея Воробьева – отказаться от единственного дорого человека Маргариты и исчезнуть из ее жизни, чтобы не обрекать на гибель. Тем самым, как Понтий Пилат, Мастер казнит самого себя: отсекая вместе с ней смысл жизни, обрекая себя на болезненное существование в психлечебнице. Неслучайно, два мотива объединяет эти образы: луна, не дающая покоя, и боль. Актеру удается заразить зал своим лихорадочным сумасшествием, заставить испытать душевный холод, невыносимую тоску, в которую он окутывает нас, как окутывается сам трясущимися руками в плед синего тоскливого цвета, и которая пытается вырваться в безмолвном крике из искривленного горем рта и глаз, наполненных слез:  «Догадайся, что со мною случилась беда… Приди, приди, приди!..»

Спектакль показывает, как совершается мучительный выбор между собственным желанием и долгом, перед которым стоит Маргарита в исполнении Марии Сигаль, предельно концентрирующаяся на собственном образе и отыгрывающая его каждой частью тела – во время первой просьбы-вознаграждения она стоит всех ближе к залу, на краю сцены, как на краю пропасти и необратимого решения, одна рука сжата в кулаке – другая лежит свободно. Как сладко от мысли, что долгожданная встреча и счастье так близки и так возможны, но есть несчастная Фрида, которая ждет милосердия и перед которой Маргарита в долгу за легкомысленно поданную надежду.

Выбор в пользу милосердия и доброты, порой, ломает самого источника благодати.  Думать о счастье и покое другого человека не так просто и всегда обрекает на долговременные муки и к конечному саморазрушению. Но награда Всевышнего за «самоличное распятие» будет щедра и будет творима руками тех, кто сделал выбор сердца во благо другой человеческой жизни: уже в ином мире обретают друг друга родственные души Понтия Пилата и Иешуа, благодаря их творцу Мастеру, который был спасен любимой женщиной Маргаритой, пожертвовавшей всем ради него, даже душой. В конце концов, как главные герои, только после прощания с прежней жизнью, пройдя  очищающий огонь, каждый  обретает свой вечный дом.

 

Ольга Татаурова