04.12.2021
Вы продаёте котят?
О «Сансаре» сложнее всего рассказывать, потому что это пронизывающий спектакль. Любой спектакль впускает в душу множество впечатлений, но удерживает у сердца редкий. «Сансара» из таких.
«Сансара» Богаева забавно и эклектично обыгрывает восточную эзотерику в виде переселения душ, «Сансара» Федотова – это спектакль специфично русский и очень глубокий.
Сергей Федотов в двух-трёх местах «чуть-чуть» подправил текст пьесы, тонкой кистью художника добавив мазки на холст, которому предстоит стать спектаклем. И именно эти внесённые им правки дарят зрителю те самые катарсические переживания, о которых так много говорят, но мало где их можно прочувствовать. Без этих правок спектакль бы вышел совсем другим, хорошим, но другим. Без этих правок, которые есть в одном слове, одной детали, финале – получился бы фантастический сюр, с ними – обнажаются глубокие пласты реальной жизни.
В спектакле две женские роли, обозначенные как Старуха (Регина Шнигирь) и Женщина (Мария Баландина). И блестящая тень от персонажа «Спящий за шифоньером» по имени Миша.
Две героини, две изломанные исковерканные женские судьбы, и обе не сдаются, обе нелепыми поступками, сами не ведая того, меняют обстоятельства и спектакль достигает своей цели – сердце плачет двумя видами слёз. Первые катятся от обречённого осознания невозможности что-то изменить, вторые от того, что «чудеса» есть и заключаются в малом.
В фарсовой лёгкости мизансцен и их комедийной окраске, в репликах и диалогах всегда ощущается серьёзный подтекст, который транслируется в противопоставлении лёгкой внешней форме. За комическим прячется трагическое. Смешное – лишь окраска действия, суть его – безграничное терпение русского человека, который при всех ударах судьбы сохраняет веру в хорошее светлое, если не с ними и не сейчас, то потом и обязательно. «Сансара» не про метафизику, а про то, что душа, понятие абстрактное, но живое, а страдания души призваны делать людей добрее…
Регина Шнигирь удивительная актриса, с неповторимой актёрской индивидуальностью. То, что она делает на сцене неимоверно интересно, трудно передать словами радость от игры этой актрисы. В её возрасте надо играть романтических героинь и даже Джульетту, а ей везет на роли бабок, из которых она как на шоколадной фабрике делает конфеты. После полусумасшедшей старухи в «Красавице из Линэна» МакДонаха, казалось бы, ну что ещё можно добавить, чем «украсить», как и зачем уходить от столь удачно наработанных приёмов. Шнигирь не просто создаёт на сцене личность, обладающую достоинством целостности, а рождает эту личность, этот характер. Невозможно никак расщепить единство актрисы и наивный и вместе с тем драматический созданный ею образ чудаковатой бабки – актёрское перевоплощение тотальное. Речь не про удачное изображение примет «внешней характерности», а возникающее как чудо, искусство раскрытия зрительского сердца и вовлечения его в особое эмоциональное пространство абсолютного сопереживания, полного погружения в момент. Этот скачок происходит по нарастающей, от «мелочи» к «мелочи», и похож на незаметный для постороннего глаза внутреннюю вспышку света, плен сердца. Регина играет на восхитительном контрасте. Душа её нелепой и смешной героини хранит подавленную невыраженную нежность, которую она уже не чувствует, не проявляет, но всё ещё способна выразить так, что зрители буквально кожей чувствуют во всех этих комических ситуациях-взрывах концентрированные, обжигающие вспышки потрясения.
Драматически сильный конец спектакля включает второе дыхание, и в этом магия и талант Сергея Федотова. Не навязывать пьесе своё прочтение, а извлекать из неё запас духовной энергии. У Эфроса есть высказывание: «Театр это всегда про любовь», так и всё, что делает Сергей Федотов в созданном им авторском театре «У Моста» – всегда про любовь – к театру, друг другу, жизни.
Наталья Памсик, Москва