Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

31.05.2018

Вы не увидите ничего страшнее – «Вий»!

13 мая в театре «У Моста» состоялась премьера спектакля «Вий». Этот спектакль покорил и испугал пермских зрителей. Сергей Федотов в 30-й, юбилейный сезон театра «У Моста» подарил всем долгожданную постановку повести Николая Васильевича. Сценография предлагает окунуться в тайны украинского хутора, на краю которого находится старинная церковь, скрывающая что-то очень страшное…

Зрительницу Лидию Бельц поразила игра актера Михаила Чуднова:

– Конечно, «Вий» – большое потрясение!Во всем. Но на меня огромное впечатление произвел Михаил Чуднов в роли Пана Сотника. Ведь я еще помню, как он играл Хому Брута. Это удивительно! Это актер с невероятной харизмой! Его Пан Сотник – самый яркий украинский типаж спектакля. Он появляется на сцене всего несколько раз, ненадолго, но даже этого достаточно, чтобы понять этого персонажа. Почувствовать его боль и страдание. Проникнуть в его характер – на самом деле веселый, смелый, решительный. Перед нами предстает не сломленный человек, а раненный. Раненный навсегда. Как он будет жить дальше? Пожалуй, даже это можно предположить. Больше не будет шумной жизни. Будет тихая скорбь по дочери, любимой Панночке.

 
А вот что пишет Григорий Живописов, оказавшийся в Перми по стечению обстоятельств:

 
– Приехав в командировку в Пермь, узнал о существовании первого в мире мистического театра. На мой вопрос, что нужно увидеть в Перми, я услышал: «Конечно, театр «У Моста»!» Заинтригованный, купил билет на «Вий». Триллер на сцене? Посмотрим…

И я был просто поражен, насколько талантливо Сергей Федотов смог перенести текст повести на сцену! Ведь это очень интересно: как превратить произведение, которое написано от третьего лица, в пьесу? Как оживить бесстрастно описанные рассказчиком бури чувств, происходящие в душе героев? Это и есть магия! С детства очень люблю Гоголя, перечитал «Вия» несколько раз. И поэтому говорю: спектакль полностью соответствует тому, что писал Николай Васильевич.

Когда я шел в театр, я мечтал увидеть то, что когда-то представлял в своей голове, мальчишкой читая книжку. Но я увидел гораздо больше! Украинский хутор, его невероятно живых обитателей и, конечно, последнее пристанище Панночки. Церковь. Страшную, огромную, заброшенную, населенную летучими мышами и чем-то пострашнее… Поджилки до сих пор трясутся от финальной сцены с Вием и вурдалаками. Ничего страшнее на сцене в своей жизни не видел! Теперь и я буду на вопрос, что увидеть в Перми, говорить: «У Моста»!

«Вий» проникнут духом Гоголевского мистического мира, выписанного им с особой тщательностью. Оригинальная повесть имеет экзистенциальную направленность. Для Гоголя нечистая сила – это символ смерти, которой и боится Хома Брут. Карл Ясперс писал о близости смерти как пограничной ситуации, которая способна вывести человека на более высокий уровень существования. Вывести к катарсису. Но Хома Брут умирает, испугавшись осознания собственной никчемной жизни. В постановке Федотова происходит удивительная подмена: зритель оказывается способным получить катарсис. И получает его. Он выходит из зала с растерянной улыбкой, которая лишь немного намекает на происходящие внутри него перемены.

 

Журнал National Business