Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

16.06.2020

Все уходят… без всякого объяснения намерений

Пока мы сидим на «самоизоляции», с грустью смотрим фотографии прошлогодних мероприятий, а культурная жизнь, кажется, замерла, коллектив театра «У Моста» ни на день не прекращал свою работу. И вот, мы дождались события, которое обязательно войдет в историю, – первая онлайн-премьера спектакля по пьесе М. Горького «Мещане».

Я думаю, эта постановка важна именно сейчас. Горький не был первым, кто вынес на сцену проблему взаимодействия между поколениями, но в его пьесах она выражена с особой остротой и рельефностью. Будучи вписанной в контекст мещанской жизни начала ХХ века, проблема «отцов и детей» стоит у Горького и в общечеловеческом ключе. Вопросы о том, почему повзрослевшим детям так скучно и тесно в родительском доме, а родители мучительно добиваются от них уважения, предвосхищают развитие всей будущей психологии. И они особенно обострились сейчас, когда «цифровая пропасть» между поколениями растет, а во время карантина приходится иногда поневоле проводить больше времени с семьёй, открывая старые раны. Горький не даёт нам «умиротворяющих» ответов, он погружает в самое пекло эмоциональной войны. Он разворачивает уникальный и неоднозначный портрет даже самых «маленьких» людей.

Выбор актёров на все роли примечателен. Лица театра «У Моста» кажутся знакомыми постоянному зрителю, но тем поразительнее их способность воплощать самых разных персонажей. Пожалуй, никто не смог бы лучше сыграть беззаботного и вечно пьяненького Перчихина, и покрытую вуалью заботы, мрачную и отравленную болью семью Бессеменовых. И их противоположность – задорного и уверенного в своих силах Нила. И тяжелого, но весёлого, в духе Ницше философствующего Тетерева.

«Что значит жить?» – вот какой вопрос ставят перед собой персонажи пьесы в разных вариантах. Жить или только учиться? Живые мы или мёртвые? Кто знает, как жить, а кто нет? Существует ли История, Развитие или в жизни всё обречено повторяться? Старику-отцу страшно, что в мире может быть одновременно «две правды». Нет, каждый хочет быть уверен, что правда одна – и это именно его правда. Но при этом никто из них не обладает истиной целиком, ведь личная «правда» каждого может оказаться лишь необдуманной эгоистичной страстью.

Да, в конце концов, все уходят, и не объясняют намерений даже самому себе. И не хотят, наверное, объяснить, или не могут. Поэтому у Горького не человеческий разум, а лишь внешняя стихийная сила, которую пытается ухватить философ, совершает свой отбор – чья правда сильнее. Кому суждено угасать, закрываясь в коконе собственных противоречий, а кому творить историю – тот мир, в котором и мы продолжаем жить. А можем ли мы что-то противопоставить ему?

 

Роман Гайшун