Вокруг и внутри черепа: третий фестиваль Макдонаха копает глубоко
С 1 по 7 октября 2018 года в Перми проходит Третий Международный фестиваль Мартина МакДонаха – «нового Чехова» нашего времени, по словам критиков и экспертов. 16 театров из 10 стран привезли лучшие свои работы на фестиваль, который позиционирует себя как фестиваль-лаборатория. Автор идеи фестиваля Сергей Федотов, художественный руководитель театра «У Моста», заболевший МакДонахом давно и заразивший им всю Россию, спектакли своего театра ставит вне программы, критики по праву называют их истинными мастер-классами. Подробнее - в материале Planet Today.
Истории, рассказанные МакДонахом на театральной сцене – все о любви и ненависти, о жизни в маленьком пространстве тесных связей, старых ссор и обид, неумения вырваться из этого круга.
Глубоко под многолетними наслоениями этих криков и ругани, убийств и насилия – истинная и чистая, но такая немая и безъязыкая любовь. Любовь до боли. До крика. До дрожи костей.
История могильщика Мика Дауда, раз в год освобождающего землю маленького кладбища на острове Коннемара от тлеющих в земле костей своих же соседей и родственников – земли так мало, что новых мертвецов негде класть – и жестока, и трогательна. Ведь рано или поздно это должно было случиться – и теперь Мику придется освобождать землю от бренных останков родного человека – умершей (Или убитой? А если да – то кем? Не им ли?) семь лет назад жены Уны. Той, чей образ и ранит, и давит на сердце, и дарит надежду – жить хотя бы воспоминаниями.
Свои версии «Черепа из Коннемары» на фестивале представили театр «У Моста», Московский театр Армена Джигарханяна и чешский театр Male Divadlo Praha. Каждый «копал» на свою глубину, и каждый по-своему выстраивал историю вокруг черепа и историю переживаний внутри головы героев пьесы МакДонаха.
И СМЕШНО, И СТРАШНО
«Череп из Коннемары» впервые был представлен Пермским театром " У Моста" в 2005 году. За 13 лет работа режиссёра Сергея Федотова получила ряд престижных наград. Постановка участвовала в таких международных фестивалях как: "Молодые театры России", "Театр без границ"," Театры Европейского региона" и многих других.
Настроение рождается с первых минут еще до появления героев - невозможно смотреть на эти безжизненные предметы. Но все обретает смысл с первых слов героев.
Появление на сцене загадочного могильщика Мика Дауда в исполнении неподражаемого Владимира Ильина, спокойно читающего книгу. Позже шокированные зрители наблюдают, как пьяный могильщик в паре с глупым парнишкой Мартином с удовольствием "отрывается" на безобидных костях усопших. Этот серьёзный эпизод в спектакле вызывает ураган эмоций: смех сменяется страхом, у кого-то герои начинают вызывать гнев, а у кого-то сочувствие. И правда, сложно выбрать что-то одно в разноголосице чувств. Ведь за этой жестокостью скрывается душа и боль человека. Как на сцене, так и в жизни.
Актеры - Владимир Ильин, Илья Бабошин, Василий Скиданов и Марина Шилова – настоящие мастера своего дела. Идеальное попадание в задуманные МакДонахом образы! Манеры общения подростка, жесты старухи, спортивность гордящегося собой полицейского – мгновенно рисует характер каждого из персонажей с первого их появления на сцене.
А как Василий Скиданов гениально показал комичный образ Мартина Хэнлона! Кажется, Мартин – ограниченно мыслящий подросток с полным отсутствием границ морали. Но только этот герой готов и говорить правду. Он открывает глаза своему брату Томасу на его жалкую карьеру полицейского, он рассказывает правду о пропавшей жене страдающему от горя Мику Дауду. Он – человек с кровоточащей раной, разговаривает, на удивление, очень жизнерадостно. Почему-то образ этого наивного паренька оказывается самым симпатичным из всех. И смешно, и хочется закрыть глаза от страха. Определение жанра как мрачная драма, кажется, полностью себя оправдывает.
Детективный сюжет, великолепная сценография, яркие актерские роли, мощная режиссерская работа делают спектакль «Череп из Коннемары» обязательным к просмотру тем, кто любит подробный, психологический театр.
Все, начиная от света в спектакле, который члены жюри называют «рембрандтовским», до ужасных деталей – например, могил на сцене и страшных черепов на столе, работает на то, что до конца зритель не понимает, виноват ли Мик Дауд, стал ли он убийцей, и кто же украл скелет его супруги?
О каждом актере в этой постановке можно рассказывать часами. Вот мрачная бабка-пропойца, которая скрывает в себе истинно материнское и дружеское отношение к Мику (Марина Шилова), рядом с ней – ее внуки: бестолковый полицейский, мечтающий о великой карьере детектива (Илья Бабошин), и невыносимый болтун с повадками начинающего маньяка (Василий Скиданов).
Все они так мастерски ругаются друг с другом, так любят и ненавидят! Граница между жизнью и смертью для них ничто, смерть - всего лишь повод для шуток. Лишь в финале психически ненормальный брат в исполнении Василия Скиданова приходит к тому, что так нельзя, кладбище и усопшие – это не тема для издевательств.
Каждый спектакль Сергея Федотова удивителен тем, что он показывает в них нового, необычного МакДонаха.
МАКДОНАХ БЕЗ ЛИШНЕЙ «ЧЕРНУХИ»
Премьера «Черепа из Коннемары» в театре А. Джигарханяна прошла в феврале 2018 года. Театр А. Джигарханяна приезжает на Фестиваль МакДонаха уже второй раз.
«При постановке пьес МакДонаха, мне кажется, самое сложное – поймать природу юмора. Часто режиссёры перебирают с «чернухой». Необходимо найти правильный ключик к этому драматургу», - считает режиссер Сергей Виноградов.
В постановке есть и юмор на грани, и драки, и кровь. Но всё самое страшное, «чернушное» скрыто от глаз зрителя. Мик Дауд (Эдуард Двинских) раскапывает могилы в тёмной части зала. Он же разбивает голову молотком Мартину (Дмитрий Володин) за закрытыми дверями. Зритель не видит сцену насилия, перед ним пустая комната. Но её заливает красный цвет и звучит напряжённая музыка – ужас момента сохранить удаётся.
Сценография довольна аскетична: в центре зала стол, стулья, на бесцветных обоях распятие, в правой части кухонные шкафчики. На столе всегда стоит бутылка виски. Музыка звучит нечасто, но точно передаёт настроение момента.
Актёры используют небольшое пространство нового зала: ходят по коридору, сооружают «кладбище» погасив свет и закрыв часть декораций передвижной стеной.
Мик Дауд в постановке Сергея Виноградова, как ни странно, кажется вполне уравновешенным, последовательным персонажем. Он без конца пьёт, обидно подначивает Мартина, но, в целом, не желает никому зла. Такой типаж можно встретить в любом уголке России: выпивающий, меланхолично-ироничный, временами грубый, временами срывающийся, переходящий границу.
Мартин – молодой парень в очках, глуповатый, но искренний. Обвинять его в содействии Томасу вроде как и не хочется: он ведь действительно не задумывается, что творит.
МэриДжонни (Мария Соловьёва) – ироничная бабушка, которая коротает время в провинциальном городке за выпивкой, сплетничает и, несмотря на ругань, старается всегда утешить своих внуков.
Томас (Андрей Крупник) – непутёвый детектив, который заботится о брате, с одной стороны (пусть и странными методами – ложью), с другой, так мечтает о повышении, что готов подставить человека.
МакДонах в пьесе, как всегда, позволяет читателю самому решить, виновен персонаж или нет. Но Сергей Виноградов однозначен в своей трактовке: Мик Дауд честный человек.
В конце Мик достаёт свадебное фото своей жены и ставит на стол рядом с её же черепом. Он любил её до смерти и продолжает любить сейчас. МэриДжонни, не поверив Мику, предрекает: «Однажды и за тобой придёт Уна, но не мёртвая, а как дух. И заберёт тебя в пучины ада, где вы будете гореть». В дверь действительно стучат. Мик открывает её. И, кажется, находит покой. Удивительная роскошь для макдонаховского героя.
ЧЕШСКАЯ ИСТОРИЯ ПРОПАВШЕГО ЧЕРЕПА
Male Divadlo Praga, театр из Чехии, представил свою постановку «Череп из К.» на сцене Пермского театра «У Моста». Зрители увидели самобытную трактовку знаменитой пьесы Мартина МакДонаха, поставленную режиссером Петром Ланта. Что за игра, что за образы!
Миша (Жан Табольски) – персонаж экспрессивный, драматичный. Резкие движения, взрывная манера речи, слегка маниакальный внешний вид – такой образ Мика Дауда зритель видит впервые. Вот он в порыве эмоций вскакивает на стол, размахивает руками, нервно улыбается и произносит громкие речи, вот выливает на Мартина (Зденка Жозефи) целую кружку спиртного. Персонаж живет чувствами, страстью, эмоциями. Но при всей этой эмоциональности глаза Миши полны сожаления и горечи.
Игра актера Юрия Навотния совершенно меняет образ пожилой МэриДжонни. Манна, так ее зовут в этом спектакле, очень бодрая старушка, простая и наивная женщина, носит с собой фотографии своих родственников и Библию в сумке, кажется праведной, любящей бабушкой. Но так ли это на самом деле?
Персонаж ее внука Мартина получился довольно инфантильным. Он суетится, игриво пускает мыльные пузыри, боязлив и неразборчив в выражениях. А его сестра (!) Тонка, в исполнении Люси Зачаваловой, напротив, своенравная и дерзкая, порой несдержанная, героиня. Вальяжно растягивая сигарету, в порыве эмоций взгромождается на надгробия, кричит и активно жестикулирует руками. Такие полярные персонажи! И столь необычное прочтение.
Постановка Петра Ланта ломает стену между сценой и зрительным залом. Неожиданно пьяный Миша направляется к публике и садится с ними наравне. При этом продолжая вести диалог с Мартином. Теперь и зрители – часть постановки. Запахи сигарет Тонки и горячего, только что приготовленного омлета Миши, окутывают весь зал. Ощущение, будто зритель пришел погостить в их мир.
Между эпизодами в спектакле появлялась очень интересная деталь. На протяжении всей постановки на полке в углу горит свеча. Как только гаснет свет, публика невольно обращает свой взгляд на нее и на стоящий рядом потрет Уны, покойной жены Миши. Кажется, режиссер постоянно напоминает о причине происходящего на сцене. Да и взгляд Миши в любом его состоянии ежесекундно то с тоской, то с болью прикован к портрету. Она – его икона. Она – его боль и любовь.
Перейдя к обсуждению постановки «Череп из К.» Чешского театра Male Divadlo Praha, Ирэна, Нимерицка, Советник Посольства Чехии по культуре, высказала лишь свое восхищение: «Зрители забыли о титрах и с замиранием смотрели на сцену. Это потрясающий спектакль! Ничего лишнего. Были хорошие смешные моменты. Публика все понимала и смеялась. Я наслаждалась потрясающей техникой речи актеров. Очень жалею, что в малом зале было немного зрителей».
Вообще же, о чем бы ни были спектакли по МакДонаху – они всегда о человеке, о человеческом и о любви. Даже такой, от которой больно.