27.07.2018
Владимир Антипп, актер Русского театра Эстонии, о Сергее Федотове
Раньше театр начинался с вешалки или с двух акробатов, расстилавших коврик посреди площади. Теперь же, вот уже несколько десятилетий по моим наблюдениям, театр начинается с Режиссера. Есть Режиссер (да, да именно с большой буквы Режиссер) – есть Театр с большой буквы. Нет Режиссера – есть множество театриков, непонятно для чего существующих, удовлетворяющих чьи-то амбиции или обслуживающих интересы каких-нибудь не очень талантливых, но настырных актеров, ублажающих себя и мучающих других своими хотелками (а теперь я сыграю героическую роль, а теперь характерную, а теперь комедийную), которым так и хочется сказать: «Да кому вы на фиг нужны!» Режиссер – явление редкое. Настоящего Режиссера ни с кем не перепутаешь.
Сергей Федотов – такое явление. Он является, и через долю секунды начинается подлинный театр, а точнее сказать, начинается прорыв в этот подлинный театр, с ним во главе, на белом коне, с саблей в руке, крушащего все косное, ленивое, фальшивое, и тут пощады нет никому: ни актерам, ни художникам по костюмам, ни гримерам, ни осветителям, ни самому себе... И тут как нельзя лучше подходит пушкинское: «Взор его ужасен – он прекрасен!»
Сергей Федотов – Режиссер от бога. Нельзя научить быть режиссером, как нельзя научить быть поэтом. Поэтами рождаются. Научить можно складывать рифмы. А какой он «чистого слога слуга», как умеет он влюбить в текст Гоголя, Булгакова, а как гениально умеет актерски показать то, что должно быть сыграно. Неистовый и страстный по натуре, бесконечно влюбленный в свое дело, которому он служит всю жизнь, он никогда не успокаивается. С Богом данным талантом, гонимый этим даром к бесконечному Совершенству, вЕдомому только ему одному, он не успокаивается на достигнутом, изводя себя и своих актеров, безукоснительно верящих своему Предводителю, и вместе они покоряют новые и новые вершины театрального действа. Пламенный рыцарь театра, кажется, что он не устает и не разочаровывается в нем.
Его спектакли – насыщенный крутой бульон, завораживающая поэзия, в них все: разлуки – встречи – расставания – предательство – любовь – «боль человеческого существования», – на них невозможно присутствовать расслабленно и отдыхать (есть попкорн, шуршать конфетными обертками, рассматривая в бинокль лица актеров) – он берет тебя за горло, ты задыхаешься и замираешь.
Безрассудная смелость и честность делают его спектакли пронзительными и неожиданными, словно гром среди ясного неба или радуга, вдруг пробивающаяся сквозь грозовые тучи и льющийся стеной дождь. Казалось бы, несовместимое у него совместимо. Жизнь человеческого духа присутствует в них, выраженная Мастером образным языком, ты не можешь их долго забыть, впечатление, эмоциональный удар остается с тобой на долгие годы.
Спектакли, которые Сергей Федотов поставил в Таллине в Русском театре – это «Игроки» Гоголя и «Зойкина квартира» Булгакова, идут уже несколько лет с неизменным успехом у зрителей, а заряд, заложенный Мастером, не угас в актерах до сих пор, и они ждут и надеются, что «пермский метеорит» в лице Федотова в 2019 году вновь долетит до Эстонии.
Владимир Антипп, актер Русского театра Эстонии, Кавалер Ордена Белой Звезды