Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

09.10.2022

ВИКТОР ШРАЙМАН о спектакле «Калека с Инишмана» Пермского театра «У Моста»

Много десятков лет назад в Театре на Таганке во время спектакля «Вишнёвый сад» Анатолия Васильевича Эфроса я впервые в жизни испытал настоящий катарсис. На сцене были блистательные Алла Демидова и Владимир Высоцкий. И во время ожидания вестей о продаже вишнёвого сада, когда Лопахин – В. Высоцкий пришёл с торгов, у меня в зале началась истерика, а потом наступил катарсис. Я долгое время думал, что такое бывает только раз в жизни. Но прошло много лет и я второй раз испытывал подобное на спектакле «Калека с Инишмана» театра «У Моста».

И когда я приехал сюда на фестиваль вновь и смотрел этот спектакль уже 5-й раз,  я снова испытывал такое же потрясение. Вчера это случилось в пятый раз, опять меня настигли рыдания и многие видели меня в таком состоянии. Но я не стыжусь, это были светлые слёзы катарсиса. Вся энергетика режиссёра Федотова, весь его могучий природный дар впитал в себя этот спектакль. Это магический маркер его театра, всех его спектаклей. Здесь всё цельно, всё гениально. Это такая особенная жизнь, это такой потрясающий магический театр. Это настоящая магия Живого Подлинного театра. Спектакль идёт с 2009 года, а он живой до сих пор. Да ещё какой живой! 13 лет прошло, а он играется как премьерный! Очень вырос Василий Скиданов, я помню, когда я в первый раз его увидел – это был милый, начинающий, подающий надежды молодой артист. А вчера я увидел настоящего мастера, который филигранно владеет профессией. Мне очень понравилась работа Вильдана Валиева в роли Бартли. Это абсолютно МакДонаховский человечек. И жалкий, и смешной, и очень трогательный. А какие потрясающие ирландские тетушки Кейт и Эйлин в исполнении Екатерины Пономарёвой и Ирины Моляновой. Они просто пришли к нам с далёкого ирландского острова Инишман. Это же невероятное Чудо, когда ты смотришь спектакль пятый раз и счастлив.

А когда в финале на наших глазах скрюченный своей болезнью Калека Билли начинает  подниматься, распрямляется и встаёт во весь рост! Как у него дрожат руки – как он изо всех своих сил поддерживает ремнями свое изувеченное тело в равновесии. И он впервые в жизни стоит прямо! Меня это прибило окончательно. Это такой мощный эмоциональный финал, это просто  «кинжал в сердце».

Я много езжу по России и другим странам, работаю в Жюри самых разных фестивалей, и скажу честно, уже много лет ничего подобного в театрах не видел. Чтоб так сильно проникало в моё сердце. Я смотрю сотни спектаклей, есть хорошие, даже очень хорошие, а это – просто Чудо театра. Могучий нечеловеческий дар Федотова сотворить на сцене фантастический мир с помощью воспитанной им замечательной труппы артистов.

 

Виктор Шрайман, 
режиссёр; театральный педагог; Лауреат Международной театральной Премии «Маленький принц» (Сербия); председатель экспертного совета Премии имени заслуженного деятеля искусств РСФСР профессора М.М. Королёва; член жюри национальной премии «Золотая Маска»; руководитель Всероссийской Лаборатории режиссёров театра кукол (СТД РФ)