Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

06.02.2019

Весь мир – обман?

В январе на сцену театра «У Моста» после некоторого перерыва вновь вернулись «Игроки» – спектакль, поставленный Сергеем Федотовым по одноименной комедии  Гоголя еще в 1994 году.

Вообще Гоголь занимает в истории театра «У Моста» особое место. В свое время именно постановки по Гоголю, среди которых были и «Игроки», принесли молодому театру широкую известность и зрительский успех. Знаменитая «Панночка» Нины Садур своим рождением на свет тоже обязана Николаю Васильевичу. Гоголь – один из тех авторов, которые на сцене театра «У Моста» получаются особенно хорошо.

В обновленной версии «Игроков» Сергей Федотов остался верен своему принципу – ставить классика так, как написано у классика. Буквально с первых секунд спектакля зритель погружается в совершенно уникальную «гоголевскую» атмосферу – появляющиеся на сцене персонажи будто сошли с классических, знакомых каждому еще со школы иллюстраций к хрестоматийным гоголевским комедиям. Не только костюмы, но и позы, жесты, мимика актеров, манера говорить и двигаться – все это удивительным образом воскрешает в памяти виденные когда-то давно, в детстве или в прошлой жизни (а почему бы и нет? Это же мистический театр!), образы гоголевских персонажей.

Действие происходит в трактире провинциального городка, куда приезжает профессиональный картежный игрок-шулер. Его цель – обыграть кого-нибудь и сорвать крупный куш. Однако первые же игроки, севшие с ним за карточный стол, оказываются его «коллегами» – такими же карточными шулерами. Объединив усилия, игроки ищут подходящую жертву, и вскоре она им попадается в виде богатого помещика.

Желание обмануть ради выигрыша рождает почти детективную интригу, которая стремительно развивается в атмосфере все нарастающегося обмана. Границы между действительностью и игрой, правдой и ложью становятся настолько зыбкими и призрачными, что начинает казаться, будто весь мир – это грандиозный всеобщий обман, тотальная мистификация.

Неслучайно Сергей Федотов определяет жанр своего спектакля как комедия-мистификация. Его трактовка «Игроков» оказывается значительно глубже, чем просто высмеивание пороков общества – она ближе скорее к философской притче.

 

Ирина Малютина

Журнал «Особая»