12.12.2019
В театре «У Моста» состоялась премьера спектакля «Сон в шалую ночь»
«Сон в шалую ночь» – постановка, в которой все минималистично, но ярко и жизненно.
Пьеса Шекспира «Сон в шалую ночь» – шутка-загадка, пущенная в века, как волшебная стрела в сказках. В ней переплетаются герои древнегреческих и английских мифов, античность и эпоха Шекспира; мир духов, мир царей и мир простых ремесленников, которые сами не прочь надеть театральные маски. Это вселенная, где воистину все играют.
Такая пьеса и звучать на сцене должна воздушно – будто хор фей и сатиров на пару часов закружили нас в вихре забавы ради. Московский режиссер Владимир Берзин предлагает нам свою трактовку известного произведения – легкую, но звенящую железом, как металлические занавесы, используемые в качестве декораций.
Название «Сон в шалую ночь» намекает на нечто хулиганское. Говорят, что пьеса была написана Шекспиром к одной богатой свадьбе, а свадьба – это, по традиции, место, где борются закон и страсть, возвышенная любовь и «приземленные» шалости. А здесь шалят даже не люди – все лесные духи собираются из разных мест, чтобы потешиться над страстными персонажами и совсем запутать их и без того непростые и опасные отношения.
Актерам театра «У Моста» удается настроить зрителя на этот волнующий кровь мотив. Бубнами и флейтами, стихами и прыжками. В этой постановке все одновременно минималистичное, яркое и дышащее буйством жизни. Декорации и костюмы, казалось бы, должны окончательно сбить нас с толку. В обстановке можно увидеть то античный амфитеатр, то сцену варьете, то декорации театра дадаистов. А персонажи сочетают в себе черты итальянских мафиози, роковых красоток серебряного века, белогвардейских офицеров и современных светских львов и львиц.
Но за всем этим не надо искать тайных смыслов. Просто чем больше привычных для себя образов увидит современный зритель, тем легче будет проследить преемственность веков. Почувствовать, что «Сон в шалую ночь» – это живая и вневременная пьеса, а не экспонат музея. Из древних вакханалий, через эпоху барокко, через эпоху модерна и начало 1990-х к нам пробивается атмосфера безудержного мистического праздника. Он скрывает в себе нечто дикое и ужасное – осознание жестокости человеческой природы; чувств, которые могут довести до беды. Но за этим всегда, как тост, утверждается лихая надежда на улыбку фортуны – на распутанный клубок и долгую совместную жизнь, которой всегда желают молодоженам.
Роман Гайшун