Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

13.12.2022

В Пермском театре «У Моста» – премьера «Лес»

В театре «У Моста» новая премьера пьесы «Лес» – классика русской драматургии Александра Островского в постановке Сергея Федотова. Пьеса написана 150 лет назад и рассказывает о жизни пореформенной России, когда начинают происходить тектонические сдвиги в обществе – рушатся сословия, возникают новые герои и идеалы. Необычно название этой комедии, как её охарактеризовал автор – Лес. И это символично, оно приобретает некий аллегорический смысл, показывая дикость нравов, несмотря на внешнюю благовоспитанность, а также глухую жизнь.

Эта символика ясно проявляется в последнем монологе Несчастливцева: «Зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов?» Глухоту нравов подчеркивает и Карп: «Живем в лесу, молимся пенью, да и то с ленью».

Главным действующим лицом в спектакле является актёр Несчастливцев, а не хозяйка поместья престарелая Гурмыжская. Именно в этом образе автор проводит свою идею становления нового в жизни творческой интеллигенции, хотя ранее актёрство признавалось чем-то непотребным: «Комедианты!», – брезгливо бросает Гурмыжская…

«Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты – вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или дерёмся», – пафосно восклицает Несчастливцев.

В этой роли блистает всеми гранями своего дарования Владимир Ильин – это его роль, его манифест. Один из лучших артистов драмы Перми, достойный звания заслуженного, служащий здесь с основания театра, создавая разноплановые, уникальные образы. Так и сегодня в образе Несчастливцева Ильин превзошёл себя, изображая провинциального актёра, тонкими нюансами и аллегориями, заложенными автором. И поэтому мы не напрасно отдаём пальму первенства этому актёру. И хотя главной считается престарелая помещица – она лишь оттеняет своего племянника

Надо отметить, что в постановках Сергея Федотова всегда отмечается замечательная ансамблевая сыгранность выступающих на сцене, неважно, сколько слов и реплик. Отметим выступления Ирины Моляновой и Андрея Козлова – настоящие мастера, старожилы театра, украшают любой спектакль одним появлением. Александр Шаманов и Илья Бабошин чётко ведут свои партии, ставя нужные акценты в характерах своих персонажей. Шаманов великолепно раскрылся в сцене со швырянием кошелька, почти катарсисе, на пару с Ильиным, а Бабошин был особенно хорош в дуэте с Моляновой. Молодёжь в спектакле, представленная Анастасией Леднёвой, Дмитрием Мурзаевым тянутся за опытным составом. Интересен и Алексей Улановский в роли гимназиста.

Сценография на этот раз выдержана в обычных традиционных рамках классического театра. Но чувствуется – как трудно режиссёру вырваться за существующие рамки – нет кулис, нет колосников. 

А как бы смотрелся спектакль на сцене «Благородного собрания» или в «Трамвайном депо»? Мечты, мечты. Но когда-нибудь и они сбудутся.

Несмотря на то что пьеса написана и поставлена впервые 150 лет назад, она как всегда, благодаря Федотову, актуальна и сегодня. Может быть, даже более. Так вот и у нас в Перми впервые сегодня поставлена эта комедия А. Островского, ставшая романтической трагикомедией. И в этом всё!



Александр Стабровский, Виталий Призюк

Портал «Prime»