21.09.2021
В обчем, дело принимает социяльный оборот!
Майская премьера спектакля «Про Федота-стрельца...» в новом сезоне продолжает собирать полные залы в театре «У Моста».
Честно говоря, на постановку идти было немного страшновато. Ведь сказка Леонида Филатова редко кому удавалась на сцене, да и в кино идея провалилась. Хотя сам автор называл «Федота» сказкой для театра. Но сам же подлил масла в этот огонь, сделав спектакль этакого «театра одного актёра».
«В нашей пишущей стране пишут даже на стене.
Вот и мне пришла охота быть со всеми наравне!»
Эта шутка Л. Филатова из его интервью, объясняющая, почему он написал пьесу. Так вот, на старте 2000-х фильм режиссёра Сергея Овчарова получился немного провальным. Ну не смешно! Сложно текст, который читает один актёр, выплеснуть даже на сцену. У Сергея Федотова получилось.
Получается на мне вся политика в стране.
Чтобы не «проиграть» автору, как это вышло у ряда постановщиков, важно делать акцент на мизансцены, сценографию и того, кому будет отдан текст рассказчика. Прежде всего, текст рассказчика выиграл, а не потерялся, благодаря заводной четвёрке скоморохов, которых исполнили молодые актёры театра. Артисты: Семён Осокин, Мария Серова, Ростислав Самусев, Вильдан Валиев – вы большие молодцы! Исполнили отлично, каждый персонаж со своей фишкой. Фишка с карликом, задуманная Сергеем Павловичем, которую я оценила ещё в спектакле «Крошка Цахес», выстрелила тогда отлично. Прекрасно идея вписалась и в новый спектакль. Вильдан Валиев расставлял дополнительные акценты игрой. Интересное решение – исполнение прекрасной Полиной Вагиной двух ролей – красавицы Маруси и Бабы-Яги. А один из скоморохов Ростислав Самусев – ещё и шведский посол, Семён Осокин – скоморох, он же Фрол Фомич. Но есть желание все-таки увидеть, например, Марину Шилову в роли Бабы-Яги. Все актёры удачно передали колорит произведения и создали яркие образы. Сценография – мои аплодисменты. Очень лаконично и оригинально, когда трон, он же – изба Яги, он же –лодка, он – всё, что нужно. «Мостовцы» не изменили себе, оставив сказку классической, не пытаясь её осовременить, перенести в другую эпоху.
Спектакль наполнен искромётным юмором, яркими персонажами, среди которых хорошо знакомые всем герои, такие как Баба-Яга, скоморохи-потешники, Тит Кузьмич, Фрол Фомич. Ну и, конечно, как «мостовцы», да без мистики? Для этого колдовство Яги «приправили» любимыми в театре таинствами чёрной магии. И интересное режиссёрское решение, уже за рамками текста – дорога Федота (Андрей Кириченко) в Америку через разные страны.
Сам филатовский текст испортить, в принципе, невозможно. Его давно разобрали на цитаты из-за невероятной актуальности и тридцать лет назад, и сегодня. И в зале шёпотом зрители тихонько проговаривали за актёром «Утром мажу бутерброд, сразу мысль: а как народ»? Реакция зала каждый раз следовала незамедлительно!
Смотреть рекомендуется с детьми. Это мы знаем наизусть сказку, а они вдыхали каждый перл. «Папа, это же прям, как сейчас», – восторженно делился с отцом после спектакля подросток. Актуальность сказки вечна, как вечны гоголевские хлестаковы, министры-администраторы у Шварца.
Елизавета Филиппова
Портал Prime