03.11.2023
В Нальчике прошли гастроли театра «У Моста»
Любимый публикой во многих регионах России и заслуживший себе славу уникального мистического Пермский театр «У Моста» показал в столице республики три спектакля. В честь 35-летия театра были выбраны самые яркие и оригинальные постановки, демонстрирующие невероятное мастерство артистов.
Пермский театр «У Моста» – трижды номинант и лауреат национальной премии «Золотая маска», лауреат премии «Звезда театрала» в номинации «Лучший региональный театр России», обладатель 45 гран-при зарубежных фестивалей, чемпион индийской театральной олимпиады, участник 223 международных фестивалей. Занимает лидирующие места в рейтинге лучших российских театров. Театр гастролировал в более 30 городах мира и во многих городах России.
Открыла гастроли неожиданная фееричная постановка «Ханума» по пьесе А. Цагарели. В этом спектакле ярко всё – тосты, песни, смех, многословное восхищение женской красотой, темпераментные герои. Зритель незаметно для себя оказывается в старинном Тифлисе с резными балкончиками и садами, чувствуя свежее дыхание гор, слыша шум реки Куры и видя старинные колоритные домики. Здесь живут веселые и простодушные люди, уважающие друг друга и всегда отстаивающие свою честь. Клубок событий разматывается, захватывая зрителя в свой водоворот. Декорации, выдержанные в зелёном, коричневом и чёрных тонах, напоминают картины знаменитого грузинского живописца Нико Пиросмани. Спектакль получился лёгким и вселяющим оптимизм, все герои в финале пьесы так или иначе обрели счастье: кто-то воссоединился со своей второй половинкой, кто-то – с мешком денег, кто-то – с заветным титулом.
Ещё одна музыкальная комедия с грузинскими песнями и танцами – «Мачеха Саманишвили» по пьесе В. Константинова и Б. Рацера погружает в атмосферу старой Грузии. В Ростове-на-Дону на фестивале «Русской комедии» спектакль получил сразу девять лауреатских дипломов, выиграв все имевшиеся номинации, в Мурманске на фестивале «Арктическая сцена» – два гран-при. Добрая, светлая, полная оптимизма история о маленькой имеретинской деревне, где все живут одной большой семьёй, а собираясь за большим столом, решают проблемы «всем миром». Все было бы в порядке, если бы овдовевший семидесятилетний Бекинэ не решил снова жениться. Стоит отметить и потрясающие декорации – глиняные чаши для вина, папахи и кинжалы, которые переносят нас в деревню в Имеретии. И вот эти двое – сын Бекинэ Платон и его жена Мелано вмиг заставили нас забыть о комедии. Всё смешалось, заставляя зрителей испытать сильнейшую бурю самых противоречивых эмоций.
Завершились гастроли пермского театра мистической постановкой «Вий» по повести Н. Гоголя. Спектакль невероятных контрастов, сплав комедии и леденящих душу ужасов. Перед зрителем открывается мир малороссийского хутора, в котором происходят загадочные мистические события. Нечистая сила во всей своей ужасающей красоте заполняет пространство сцены – мертвецы, вурдалаки и, наконец, сам Вий. Различные приметы и поверья одновременно работают на погружение и служат двигателями сюжета. Так, на протяжении всей постановки слышится петушиный крик, по легендам, отгонявший бесовскую силу. Предел ужаса наступает в конце спектакля, напоминающий настоящее жертвоприношение кровожадной стае нечисти, наблюдая которое, зритель невольно вдавливается в кресло и сжимается в шоке от неизбежной пустоты. По словам режиссёра, это была наиболее сложная постановка. «Это классический спектакль по глубине смыслов и триллер по степени переживаний. Проблема была в том, чтобы зрители смогли испытать эти переживания, коснуться их. При всей его ужасающей мистичности мы разрядили спектакль комическими сценами, буквально раскачивая зрителя на эмоциональных качелях – от холода по спине во время страшных сцен до освобождающего смеха, чтобы он мог мгновенно оправиться от ужаса и с помощью смеха вернуться к реальности. Это очень сложная постановка, синтез театра ужасов и гомерически смешной комедии. Спектакль идёт уже 35 лет, участник 40 фестивалей, объехал 20 стран, получил 15 гран-при зарубежных фестивалей».
Художественный руководитель и основатель театра – заслуженный деятель искусств России Сергей Федотов, говоря о задачах театра, отметил: «Если ранее осваивали школу психологического театра, искали себя в мистике, то сейчас удалось найти уникальный сплав мистики, так захватывающей зрителей, и канонов психологического русского театра. Труппа умудряется ставить спектакли по классике, не прибегая к внешней бутафории, постмодерну и прочим модным штучкам, при этом достигая глубины переживаний зрителя. При всей глубине и психологизме в наших спектаклях много иррационального, нелогичного и загадочного.
Мы продолжаем быть ярыми приверженцами системы К. Станиславского. Настоящая жизнь на сцене – главное условие для наших артистов. Но при этом наши спектакли – загадка и тайна, заставляющая плакать и смеяться. В нашем театре всё необычно. Я просто уверен, что подобного театра в Нальчике никогда не видели. Но точно это сказать нельзя, потому что и здесь замешана мистика. Ровно 35 лет назад мы были в Нальчике в лаборатории СТД России, которую проводил театр «Коврик» Казбека Дзудтагова. В рамках лаборатории мы показывали нашего «Вия», и после грандиозного успеха спектакля я получил приглашение поставить в «Коврике» спектакль «Женитьба» Гоголя. Премьера прошла с невероятным успехом. Поэтому, несмотря на то, что в Нальчике я не был 35 лет, этот город мне очень дорог. Всё это время стремился приехать сюда с гастролями. И вот, наконец, моя мечта и мечта труппы воплотилась».
Газета «Горянка»