15.12.2022
В Минске с большим успехом прошли гастроли Пермского театра «У Моста»
Уральский эталон
В эти декабрьские дни на сцене Республиканского театра белорусской драматургии c успехом прошли гастроли Пермского театра «У Моста» – уникального, самого мистического авторского театра России, созданного известным российским режиссёром, лауреатом многих международных фестивалей Сергеем Федотовым. Российский коллектив показал два спектакля: «Калека с Инишмана» по пьесе Мартина МакДонаха (именно за этот спектакль режиссёр Сергей Федотов и артисты театра получили «Золотую Маску» в 2009 году, а также десять Гран-при различных зарубежных фестивалей, в том числе и брестской «Белой вежи») и «ЖЕНИТЬБА. Фантасмагория» по Николаю Гоголю.
С настоящими гастролями театр приехал в Минск впервые, хотя 30 лет назад он частным образом был в гостях у Альтернативного театра Витаутаса Григалюнаса, нынешнего худрука Белгосцирка. Григалюнас не мог остаться в стороне и пришёл поприветствовать коллег.
Спектакль Федотова «Калека с Инишмана» захватывает с первых минут. Нескладные и самолюбивые деревенские чудаки из спектакля чем-то напоминают героев Василия Шукшина. В них подкупает странная смесь гордыни и наивности, нескладности и внутренней духовной красоты.
Мечты о перемене участи соседствуют с бытовым и приземлённым. Федотов разворачивает жизнь ирландской глубинки неспешно и подробно, в духе северных саг. Все острые углы в коммуникации и недопонимании сглаживает крепкий деревенский юмор. Актёрский ансамбль – настоящее пиршество индивидуальностей. За каждым исполнителем – судьба, характер, боль. Василий Скиданов в роли Билли, Владимир Ильин – Малыш Бобби, Ирина Молянова – Эйлин, Вильдан Валиев – Бартли на два часа с лишним как будто становятся твоими настоящими друзьями или родственниками. В финале невозможно удержаться от слёз, так как режиссёр рассказывает универсальную историю о поисках счастья.
Актриса Ирина Молянова стала эмоциональным центром и второго гастрольного спектакля «ЖЕНИТЬБА. Фантасмагория» в роли Агафьи Тихоновны. Она по-детски трогательна и наивна, обаятельна и женственна. Мы волнуемся вместе с ней, вместе с ней искренне переживаем за исход натянутых и наспех приготовленных смотрин. Но вот стоит остаться Агафье и Подколёсину (Илья Бабошин) одним, стоит стряхнуть с себя мирскую суету, дистанцироваться от сутолоки, как кажется, всё у них может пойти на лад. Они оба мечтатели, так и не сумевшие встроиться в эту жизнь. Эту гоголевскую историю Федотов ставит прежде всего как историю мистическую. Потому в Кочкарёве можно разглядеть и дьявольские черты.
Безусловно, знакомство с уникальным театральным коллективом «У Моста» – событие для нас знаковое. Можно разбирать на детали, из чего состоит волнующий мир спектаклей Сергея Федотова, угадывать в нём элементы систем Станиславского, Михаила Чехова или Ежи Гротовского, а можно просто получать удовольствие от щедрости жеста, красоты решения, завершенности мысли.
«Мы ни в коем случае не театр представления, мы во всём – театр переживания», – говорит Сергей Федотов, на сегодняшний день поставивший 270 спектаклей (50 из них – за рубежом). Пример уникальной пермской труппы вселяет в нас уверенность, что в психологическом театре ещё есть свои неизведанные глубины.
Портал «Беларусь сегодня»