Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

14.01.2022

Удар хлыстом

Современный театр, как и современное искусство в целом, апеллируют к разуму. Вспомнить даже работу Хосе-Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства», написанную ещё в XX веке. Уже тогда испанский философ заметил, как постепенно из искусства уходит всё человеческое. И остается лишь сухая схема, намёк, за который может зацепиться наш разум и в этом найти особое интеллектуально-эстетическое удовольствие.

Но театр «У Моста» в этом плане находится как бы вне времени. И с каждой премьерой доказывает это всё больше. Новый спектакль «Время ведьм», показанный в рамках проекта «Рождественские встречи», – это как удар хлыстом. И сейчас вы поймёте почему.

Через спектакль мы не только погружаемся в средневековье и в его дух, но и смешиваемся с иным, отличным от нас типом мышления. Тем типом мышления, для которого доказательством существования Бога служил сам факт Его присутствия в разуме. Мышление, не подвергающее сомнению правила и догматы церкви. Мышление, по сущности своей, в корне несвободное. Но в этой несвободе оно было более волшебно, чем наше. Для людей средневековья не было ничего невозможного.

Гроссмейстер в исполнении Сергея Филькина говорит крестоносцам: «Я – вестник господа в этом мире и Я – голос церкви!». Это воплощение чисто Библейского, ветхозаветного Бога,– жестокого, бескомпромиссного,  по-своему справедливого. «Священная война» – для нас, людей XXI века,это словосочетание может показаться диким. Но благодаря погружению в происходящее на сцене в голове выстраивается исторический образ средних веков, где это странным уже не кажется.

Скучающий школьный образ средневековья вдруг оживает, просыпается и начинает жить своей жизнью. Давно забытые преследования «ведьм» вдруг преподносятся как часть рутины. То как обливается кровью сердце на сцене повешенья, понравилось бы Антонену Арто. Вот тот театр, заставляющий зрителя чувствовать! На глаза наворачиваются слёзы от душераздирающих криков девушек, признанных ведьмами. (Александра Гаранина, Виолетта Дьякова, Милена Хмылова). Пусть это и не твоя боль, но она даёт выйти наружу и той, что уже есть в тебе. Через это выплескивается всё лишнее. То, без чего становится легче жить.

Интересна деконструкция образа рыцарей – Бэймана и Фэлсона (Илья Бабошин и Владимир Ильин). Все же идея рыцарейдля нас окутана неким романтическим ореолом – лирический герой, страдающий по красивой, но замужней даме… В спектакле рыцари более реальны. Безжалостные воины, посвятившие всю жизнь крестовым походам. Но при этом, не лишённые чести, умения шутить,веселиться и просто наслаждаться жизнью. Современным в них кажется то, что они способны на бунт, отстаивая свои представления о морали.

Дмитрий Мурзаев в образе Экхарта – это символ какой-то общечеловеческой скорбящей души. Потерявший из-за чумы жену и дочь – один из тысячи таких же несчастных, он будто бы страдает и за всех тоже.

Ведьма (Анна) имеет двойственную природу. Её характер красиво и сложно раскрывает Милена Хмылова, у  которой получилось перешагнуть через  каноничный образ Изабель Аджани в «Одержимой». По сути, актриса играет сразу две роли. Анны и…

При знакомстве с Дьяволом (Артём Пицык) возникает аллюзия с «Дневниками Сатаны» Леонида Андреева. Такой чарующий, зловещий, и в то же время разочаровавшийся во всём человечестве. Удивительно тонко чувствуется даже его мотивация… Его зло – это лишь ответ. Злой рок, как из пьес Софокла.

Удивительно, как в таком вроде бы небольшом спектакле, удаётся прожить так много жизней. А после этого невозможно оставаться прежним. Что ещё нужно в новом году? Быть новым для себя. Выстроить свой новый проект. Себя.

 

Дарья Ворончихина