18.11.2018
У каждой эпохи своя мистика
Оперетта считается легким жанром театрального искусства, и, в общем-то, это определение оправдано. После просмотра классической советской оперетты «Женихи» в постановке Театра «У Моста» (реж. А. Чепинога) выходишь из зала в легком расположении духа. Но легкий – не значит легкомысленный.
Как и все любимые нами комедии эпохи НЭПа, оперетта «Женихи» содержит в себе явные мотивы социальной сатиры. Причем иронизирует ее автор над элементами как старого, так и нового быта. Жуликоватые дельцы, потомки дворян, простаки, священники, председатели, свадьбы, похороны, партийные собрания – все становится объектом шутки. И в этом есть своя, не заметная на первый взгляд, философия, – ведь показывая нам в столь пикантных подробностях «низкую» жизнь, автор видит в своем зрителе союзника, способного подняться над ней настолько, чтобы не относиться к этому всему серьезно. Кто бы знал тогда, что почти через сто лет, оперетта Дунаевского будет выглядеть не менее, а может и более «вольнодумной» и злободневной?
Но эта пьеса, вероятно, не попала бы на сцену Театра «У Моста», если бы она не была одновременно сатирической и мистической. Там, где речь идет о жизни и смерти, всегда есть место тайне. А здесь тема смерти, а точнее жизни в двух шагах от нее, проходит через всю комедию. Персонажи самозабвенно танцуют и поют вокруг гробов, на них и с ними, как будто пытаясь убедить самих себя: «пока я есть, смерти нет вовсе, а когда она придет, меня уже не будет». И бояться здесь определенно нечего, ведь гроб тут – лишь товар за деньги. Что же тогда происходит в конце действия: божье чудо или озорство нечистой силы? Мистическое не познаваемо. Но артисты, как на «сеансе черной магии с разоблачением», споют нам о прогрессе, напоминая об утопической мечте, в которой смерть оказывается преодолена, а жизнь вечно цветет буйным цветом. Однако будет ли в такой жизни место для мистики?
Роман Гайшун