Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

01.11.2021

Трон на крови

21 и 22 октября в театре «У Моста» состоялась премьера спектакля «Макбет» в постановке Сергея Федотова. Пермский режиссёр определяет жанр своего спектакля современным словом «триллер», однако во всем остальном это совершенно классическая версия трагедии, где максимально точно воспроизведены исторические реалии и костюмы персонажей в соответствующих декорациях.

Знаменитая трагедия Уильяма Шекспира «Макбет» ставилась на мировой театральной сцене и в кинематографе огромное количество раз. Среди режиссёров были великие Орсон Уэллс и Акира Куросава, роль Макбета исполняли Шон Коннери, Тосиро Мифунэ и Лоуренс Оливье, а в фильме 1955 года леди Макбет сыграла непревзойденная Вивьен Ли. Известный всему миру сюжет о восхождении на трон ценой убийства и предательства, по сути, является философской притчей о том, к чему приводит необузданная жажда власти.

Сергей Федотов с первых же секунд полностью погружает зрителя в мрачную атмосферу средневековой Шотландии, раздираемой кровавыми распрями и войнами. Устрашающая гроза, крики совы в туманном сумраке – все это подспудно готовит к встрече с чем-то мистическим, потусторонним. Истекающий кровью воин приносит, однако, добрую весть с поля боя, а вот и сами отважные воины-победители, друзья Макбет и Банко. Они безудержно смелы в сражении, однако внезапная встреча с ведьмами-предсказательницами приводит в смятение даже их. Тем более, одно из пророчеств сбывается почти немедленно! Значит ли это, что сбудутся и остальные предсказания, и Макбету суждено стать королем Шотландии?

В спектакле «Макбет» занято большое количество актёров театра. Массовые сцены поразили большим количеством характерных, запоминающихся лиц, будто сошедших с полотен живописцев, рисующих батальные сцены той эпохи. Это невольно напомнило умение великого Федерико Феллини даже для массовок своих фильмов подбирать такие лица, которые, даже оказавшись в кадре лишь на несколько секунд, неизменно «цепляли» взгляд зрителя, а то и вовсе завораживали. В спектакле Сергея Федотова «Макбет» во вторых ролях особенно удачно смотрелись актёры Вильдан Валиев (Малькольм, сын короля Дункана), Милена Хмылова (Леди Макдуф) и все три актрисы, исполнявшие роли сестер-ведьм: Екатерина Пономарёва, Татьяна Голендухина и Анастасия Леднёва.  

Одна из несомненных удач режиссёра – выбор актёров на главные роли. Это Владимир Ильин (Макбет) и Мария Баландина (Леди Макбет). Владимир Ильин, ведущий актёр театра «У Моста», давно уже зарекомендовал себя как артист огромного таланта, которому подвластны роли практически любых диапазонов, от гротесковых и комедийных до глубоко трагических. Его Макбет – натура крайне неоднозначная. Прежде всего, это живой человек: он раздираем внутренними противоречиями и суеверными страхами, ему свойственно отчаянное бесстрашие в открытом бою с врагами, но заколоть кинжалом спящего ради своих корыстных планов он едва ли способен. И тут ему на помощь приходит его жена. Великолепная, невероятно красивая Леди Макбет на наших глазах из мудрой и любящей женщины превращается в коварную и алчную хищницу, умело толкающую мужа на подлое убийство. Меняется её взгляд, выражение лица оказывается холодным и безжалостным, а её красота становится поистине пугающей. Глядя на Леди Макбет в исполнении Марии Баландиной, искренне веришь, что именно такая женщина способна сотворить с попавшим под её чары мужчиной всё, что угодно – даже сделать его королем. Или убийцей! И Макбет берёт в руки кинжал…      

Убийство свершилось, потянув за собой бесконечную череду необратимых последствий. События быстро сменяют друг друга, вынуждая и Макбета всё быстрее принимать решения, одно страшнее другого. Спектакль невероятно динамичен – хотя его продолжительность с антрактом составляет 2 часа 20 минут, складывается впечатление, что он пролетает мгновенно. Всё это время зрители «проживают» вместе с его героями, буквально пропуская через себя каждый новый поворот сюжета, каждое очередное подлое предательство или счастливое спасение. Стремительное падение Макбета в бездну отчаяния воспринимается неоднозначно. Перед нами не просто история восхождения на трон и низвержения кровавого тирана. Это подлинная трагедия человека, однажды уступившего соблазну своих тщеславных желаний и жестоко за это поплатившегося.  

 

Ирина Малютина

Портал журнала «Особая»