30.06.2018
Театр «У Моста» покорил Вологду!
С 19 по 27 июня в Вологде прошел ХIV Международный фестиваль «Голоса истории», в котором принял участие Пермский театр «У Моста». Театр привез в Вологду два спектакля: шекспировского «Макбета» и «На дне» по пьесе М. Горького. Оба спектакля – в постановке художественного руководителя театра Сергея Федотова. «Макбет» вошел в основную конкурсную программу, а показ «На дне» состоялся вне конкурса. Оба спектакля вызывали огромный интерес зрителей и критиков, присутствующих на фестивале.
Важно отметить, что показ шекспировского спектакля стал для театра в определенной степени экспериментальным. Изначально поставленный в замкнутом театральном помещении относительно небольшого зала, в Вологде он был вынесен на открытое пространство Консисторского двора Кремля, в котором были сооружены сцена и амфитеатр зрительного зала на 600 мест. Между тем, интерес к спектаклю пермяков оказался настолько велик, что организаторам пришлось установить дополнительные 150 мест. Несмотря на непривычность локации, театр «У Моста» с блеском справился с поставленной задачей и сумел вовлечь зрителей в мощное, отчасти инфернальное энергетическое поле, созданное режиссером и его замечательными артистами. Этому в немалой степени способствовала превосходная декорация, погружающая зрителей в реалии настоящего средневекового замка.
Спектакль, показанный в Вологде, по сравнению с тем, который идет в Перми, был значительно сокращен. Но, несмотря на это, в нем были сохранены основные сюжетные линии шекспировской пьесы, ее мистическая аура и точно простроенные характеры всех персонажей. По общему признанию зрителей, благодаря стремительности действия и блестящей актерской игре, знаменитая пьеса в интерпретации пермского театра воспринималась с огромным интересом и трепетом. Отличительной особенностью показанного в Вологде спектакля стало сочетание грандиозных постановочных решений режиссера с тончайшей психологической проработкой каждой роли, даже самой небольшой. Учитывая это, спектакль театра «У Моста» заслуженно стал лауреатом ГРАН-ПРИ фестиваля, а актерское трио в составе Анастасии Кузьминой, Марии Новиченко и Екатерины Пономаревой, исполнивших роль ведьм, получило специальный диплом жюри за лучший актерский ансамбль.
На следующий день в помещении Вологодского ТЮЗа пермский театр вне конкурса показал свой знаменитый спектакль «На дне». Как и в случае с «Макбетом», локация была не очень обычной: спектакль был сыгран на большой сцене на 500 с лишним зрителей. Между тем, это никоим образом не снизило пронзительную ноту камерного действа, в котором органично сочетались высокая трагедия и горький юмор. И опять важнейшим фактором успеха спектакля стало единство его внешнего образа и пронзительной глубины проникновения в характеры персонажей. Удивительна обстановка горьковской ночлежки, созданная Федотовым. Это по сути дела спектакль в спектакле. Здесь все не просто продумано до мелочей, а выстрадано, вымерено, пришито, заштопано, прибито и подкрашено заботливыми любящими руками. Это и занавески на нарах, и мощный, уже порядком «поживший» стол, и умывальник с бочкой, и керосиновые лампы, и слесарные инструменты Клеща, и шаткая дверь в опочивальню Васьки Пепла, и хозяйство картузника Бубнова. Но при всем этом спектакль Сергея Федотова абсолютно современен по театральной фактуре и актуален по мысли.
Режиссер рассказывает: «Именно в современном мире актеры нашли необходимые образы для своих персонажей – обязательной частью работы над ролью было посещение пермских ночлежек. Все по-настоящему – в спектакле даже использованы натуральные запахи: пельменей, рыбы, черного хлеба, водки, лука, растопленного воска, керосиновой лампы. Это помогло нам глубоко окунуться в стихию Горького. В качестве декораций приспособлены по-настоящему старые вещи, чтобы максимально передать дух того времени. Каждый предмет – от стола и шкафа до гармони и рукомойника – когда-то был в обиходе и имеет свою историю». Столь же достоверными и пронзительными оказались перипетии действия и персонажи спектакля, сыгранные актерами «до полной гибели всерьез». По мнению многих зрителей и театральных критиков, спектакль Сергея Федотова ознаменовал собой качественно новую ступень развития русского психологического ансамблевого театра.
Суть этого спектакля можно выразить великими строчками А.С. Пушкина о жестоком веке, свободе и милости к падшим. С. Федотов и его подопечные из основанного им 30 лет назад театра «У Моста» создали спектакль и о жестком веке, и о свободе человеческой личности, и о невероятной ценности жизни маленького человека. И поэтому после показа в Вологде они по праву заслужили бурные овации зрителей, у многих из которых в тот вечер на глазах были слезы.