28.10.2019
Такой разный «Безрукий»
Сергей Федотов представил «Безрукого из Спокэна» с актерами московских театров в рамках совместного проекта театра «У Моста» и продюсерского центра SlavskayaProduction.
Признаюсь, «Безрукий из Спокэна» – по-прежнему мой любимый спектакль из макдонаховского репертуара «У Моста». Тот самый случай, когда знаешь наизусть текст, который разобрал на цитаты, но понимаешь, что каждый раз что-то может пойти не так, а решения постановщика и актерское исполнение станут полной неожиданностью. Для тех, кто еще не видел пьесу, уточним…. Да, это комедия, правда, черная, дерзкая в духе Мартина нашего МакДонаха, штатного драматурга Королевского национального театра в Лондоне, который, к счастью, «не следует классическим пособиям по написанию сценария».
ПОЧЕМУ «БЕЗРУКОГО» МНОГО НЕ БЫВАЕТ
Как бы мы ни любили постановку Федотова с Сергеем Мельниковым (Марвин) и Владимиром Ильиным (Кармайкл), все равно с нетерпением ждем находки и от других театров. Каждый раз готовы удивляться решениям, когда прикованные к батарее Тоби и Мэрилин пытаются с расстояния затушить свечу на канистре с бензином, кидая в нее все, что не приколочено. Разве можно делать это абсолютно одинаково? Всегда волнительно, ведь предмет одежды должен почти долететь, но не сбить свечу, иначе все в сценарии полетит к чертям. Чехи в постановке Cinoherni klub и вовсе рассадили героев по разным углам, обыграв «историю» вокруг телефонного провода.
Три года назад на втором фестивале МакДонаха поразила польская постановка от Ana Nowicka, исполненная в черно-белой эстетике культового Джима Джармуша. Но самое интересное, Новицка разрушила все гендерные барьеры: роли портье и Тоби, неудачно пытающегося сбыть отрезанную руку, сыграли женщины. Кстати, сам МакДонах – тот еще любитель разрушать стереотипы. Помолчал пять лет, да и разрушил миф о себе, как об исключительно ирландском драматурге, взявшись за Америку. А еще перенес действие в непонятное время. Здесь нет сотовых телефонов и интерьер – а-ля 1950-е, а вот интернет и «Байоник вумэн» есть. Может МакДонах позволить себе.
Сенсацию Бродвея поставили в «У Моста» восемь лет назад. Переводчик Павел Руднев тогда писал в Живом Журнале: «Все, я закончил переводить последнюю пьесу Мартина МакДонаха «Безрукий из Спокэна», но текст будет закрыт даже для чтения, пока не состоится премьера у Сергея Федотова в пермском театре «У Моста». У них право первой ночи».
КАК ЖАЛЬ, КОГДА НЕТ ОБЕЗЬЯНКИ
Никакой привычной для мостовцев мистики при рождении проекта с москвичами не было. Как рассказал Дмитрий Шицле, продюсер проекта, познакомились они с Сергеем Федотовым на спектакле «Трактирщица», главную роль в котором играла актриса Ярослава Славская:
– Мы много с Сергеем Павловичем обсуждали МакДонаха. Для меня – это, прежде всего, очень тонкий и многогранный автор. Как и многие, я открыл его с культового фильма «Залечь на дно в Брюгге». А самой сильной пьесой считаю «Калеку с Инишмана». Поговорив, мы задумались: а почему бы нам не поставить МакДонаха вместе с Федотовым в Москве. Сначала в планах были «Палачи». Но в этом случае нам предстоял бы довольно тяжелый кастинг: слишком много героев. Тогда Сергей Павлович предложил: «А почему бы не «Безрукого из Спокэна»? Мы посмотрели постановку театра «У Моста», перечитали пьесу и поняли, что хотим поставить именно ее. И для Ярославы роль Мэрилин – более неоднозначная, чем героиня в «Палачах».
Актриса Ярослава Славская (Мэрилин) признается, что ей очень интересно воплощать на сцене знаменитые диалоги ирландца. Роли в активе у Ярославы – самые разноплановые: от Лики в трогательной пьесе Арбузова «Мой бедный Марат» до яркой трактирщицы Карло Гольдони.
– Мои героини все очень разные, яркие, я их всех люблю. Пока такой неоднозначной героини, как Мэрилин, у меня не было. И сама пьеса «Безрукий из Спокэна» – во многом актерская история, которая каждый раз этот спектакль преподносит зрителю по-новому, – объясняет актриса.
Скажу честно, опасалась увидеть нового Марвина в исполнении актера Ильи Глинникова, которого зритель больше знает по ситкому «Интерны». Если у Сергея Мельникова все с первой фразы «Я вижу тень от ваших ног, сэр» превращается в отдельный спектакль, то ошибка многих актеров – понимание Марвина лишь как придурковатого портье, этакий привет тарантиновскому коридорному из «Четырех комнат», с развинченной походкой и комическим идиотизмом. А ведь МакДонах рассказывает нам и об одиночестве, и мучительных комплексах, и диких мечтах Марвина: «Так я ж не против, все равно их спасу! Надо ходить за людьми, заботиться, даже если они немножко не такие, как мы».
И у Ильи получилось сыграть и комичность, и ранимость, и одиночество героя: «когда единственный, кому есть до тебя дело – гиббон в клетке». В активе Ильи не только сериалы и телешоу, но и мастер-классы в американских театральных школах «Ли Страсберг» и «Джул-АртНо», отличная танцевальная подготовка, которая помогла расставить нужные акценты на сцене.
– С Ильей я снималась в сериалах, мы были знакомы. Я понимала, что он хочет играть на сцене театра, и Марвин – это его роль. И он раскрылся в этой роли по-новому. Это оценили зрители в Перми, где самый строгий театральный зритель МакДонаха, и, уверена, оценят в Москве, – рассказывает Ярослава Славская.
ЕСЛИ ПОМРУ – ПРИВЕТ МАКДОНАХУ
– Работать было нелегко, – признается Дмитрий Шицле. – Сергей Павлович, как и большинство талантливых режиссеров, любит добиваться своего. Он режиссер, у которого все психологически выстроено. Но у всех актеров свои сумасшедшие графики, надо было соединить пространство и время.
Кармайкла, который 27 лет ищет свою отрезанную руку, продюсеры нашли в «Сатириконе». В этом театре «Безрукого» ставит Константин Райкин с Денисом Сухановым в роли главного героя.
– Но о нем мы даже не думали, – комментирует Дмитрий. – А вот с Владимиром Большовым не промахнулись. Его Карлайкл – отличное попадание.
– Я просыпаюсь с МакДонахом и засыпаю с МакДонахом. Потому что у нас очень мало времени на выпуск этого спектакля, я не вижу жену, детей, я просто читаю все время МакДонаха. Я скоро сойду с ума, и если я помру, передайте ему от меня большой привет! – говорит сам Владимир Большов.
– Работать с Сергеем Федотовым и тяжело, и прекрасно. Это был серьезный вызов для меня, так как это принципиально иной театр, по-другому себя в нем ощущаешь, – признавался ранее Иван Иванович (актер Театра Романа Виктюка), который уже обкатал свою роль Тоби ранее с актерами театра «У Моста». – Несмотря на мрачность в произведениях МакДонаха, в них присутствует свет. Заслуга Федотова заключается в том, что он это почувствовал и с предельной точностью воплотил на сцене.
КАК НАДО РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИИ
В постановке Сергея Федотова как мостовцы, так и московский состав актеров очень точно понимают, что это не стеб и не жонглирование клишированными гэгами, а очень ироничное и тонкое выстраивание истории.
Как-то Мартина МакДонаха после одного из фильмов спросили: почему там нет ни одного настоящего антагониста? Как так? Все классические пособия по написанию сценариев учат, что обязательно нужен протагонист и антагонист.
– К счастью, я не читал этих пособий, – признавался ирландский драматург. – И вообще не думаю, что они кому-то нужны. Следование каким-то правилам делает все ужасно формальным. Мне кажется, так и надо рассказывать истории – заявлять тему, а потом уводить зрителя в совершенно другом направлении.
В мире МакДонаха, по признанию самого Мартина, есть и трагедия, и комедия, «смех и слезы, слезы и смех, но никогда – только смех или только слезы». И смех побеждает страх, уверен продюсер проекта.
– Речь не идет о поиске автором света в конце тоннеля, как многие пишут. Он ищет свет в начале тоннеля. В его темнейших душах всегда должна найтись хотя бы искра человечности. Только его особенность – в первый момент дать нам рассмотреть все под другим углом, – объясняет Дмитрий Шицле. – Помните, в «Калеке с Инишмана» в конце оказалось, что никчемный Пустозвон может сделать самый «большой» поступок, но много лет молчать об этом. И все годы его «добрая история» совмещалась с «большим дном». Это показывает многогранность человеческой сущности. И Марвин, пусть самыми безумными путями, делая нелогичные вещи, прикрываясь бравадами и шутками, раскрывается по-другому. Он же полицию вызвал, только никому не говорил. Ведь и зажигалку испортил неслучайно…
Премьера спектакля в Москве в Театриуме на Серпуховке состоится 28 ноября.
Лиза Шандера
Газета и портал «DЕЛОВОЙ INТЕРЕС»