Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

08.03.2023

Светлана Матвеева о спектакле «ЖЕНИТЬБА. Фантасмагория» Н. Гоголя, показанном на фестивале «ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА» в Челябинске

Режиссура и сценография – Заслуженный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Национальной премии Чехии, Лауреат премии Правительства РФ, Лауреат Национальной премии «Золотая Маска», Лауреат Строгановской премии – Сергей Федотов.

Новый Художественный театр организовал масштабное театральное событие –фестиваль-лабораторию спектаклей малых форм «ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА», который проходит уже в десятый раз. И это маленький, но важный юбилей. У жителей Челябинска появилась возможность побывать на спектаклях театров из разных городов и стран, не покидая пределов города.

Пермский театр «У Моста» имеет своих поклонников, которые трепетно ждут каждого его спектакля в Челябинске. В этот раз театр привез «Женитьбу» Н. Гоголя, захватив из Перми свою неповторимо загадочную и уютную атмосферу.

Классическая режиссура с элементами мистики, которой пропитано каждое гоголевское произведение. Горящие свечи, подсвечники, старинная мебель, диван с резными ножками, бархатные подушки, и литературное произведение из сухих строчек становиться объемным и осязаемым. Тщательно подобранные костюмы, их цвета и фасоны, приглашают зрителя в предельно точно воссозданный гоголевский мир. И это радует! Радует, что не сломана красивая сюжетная линия, не изуродованы современностью образы, не перевернуты события, что можно видеть произведение так, как оно было написано. Я долго и с наслаждением рассматривала каждый предмет, каждый костюм, каждую деталь, согретую светом горящей свечи, от которой шёл приятный аромат, наполнявший зал и стирающий грань между зрителем и сценой. Классика должна оставаться классикой, и это прекрасно, что можно прийти в театр и окунуться в атмосферу произведения, которому скоро исполнится 200 лет.

Спектакль получился действительно мистическим и неповторимо эффектным! Самооткрывающийся ящик, образы в зеленоватом стекле задней двери, слуга, появляющийся и исчезающий в скрипучем шкафу, непредсказуемый выход актёров на сцену из-за дивана. Свеча, зажжённая в начале спектакля, догорает к его окончанию. Кочкарёв поджег лист бумаги и положил его в деревянный ящик комода. Из комода повалил дым и запахло горелым. Я посмотрела на зелёную табличку «Выход», продолжая надеяться, что режиссёр всё хорошо предусмотрел. Свет медленно угасал. Образы Подколёсина и Агафьи в белом подвенечном платье медленно исчезали во мраке, окутанные дымом разбитой судьбы.

Человек беззащитен перед миром и жизнью – главная идея пьесы. Подколёсин и Агафья хотят жениться, но боятся сделать шаг в направлении непредсказуемого будущего. Непростое это дело женитьба. Страх оказывается сильнее, и Подколёсин бежит через окно, не понимая, что совершает ещё более опасный выбор.

Хорошо и точно сыграны главные роли! Вечно сомневающийся и боязливый дворянин Подколёсин с протяжным сомнением в голосе пытается развеять скверность, обрести радость, но в то же время спрятаться от ошеломляющего мира. Решительная и ранимая Агафья, терзаемая сложным выбором, принимает заветное решение и оказывается беззащитной перед судьбой. Очень колоритным получился образ слуги Степана. Разными и выразительными были образы женихов, объединённых эпохой и желанием жениться по разным причинам.

Я наслаждалась возможностью видеть, слышать и вдыхать мир Н. Гоголя! Рада, что современный зритель, особенно школьник, может прийти в театр и увидеть историю своими глазами.

Спасибо театру за волшебную атмосферу и интересную постановку, за то, что сохранили хрупкий мир литературного прошлого!

 

Светлана Матвеева