Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

12.04.2022

СТРАСТИ ПО ДОСТОЕВСКОМУ

На сцене театра «У Моста» премьера по роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» с подзаголовком – фантасмагория. Это последний роман Фёдора Михайловича. Он, едва дождавшись первого тиража, умер. И в этом есть какая-то мистика. Роман писался с трудом – почти два года (1878-80) – писатель неоднократно вносил изменения в текст. 

Инсценировок романа было достаточно много, и каждый постановщик адаптировал текст под себя – так и Сергей Федотов построил сюжет пьесы в нужном ему русле, отсекая второстепенные нити сюжета.

Пьеса, как и роман, прекрасно ложится в канон «фирменного» стиля театра «У Моста» – психологического детектива с элементами хоррора. Не столько криминальная история, приправленная любовными страстями, сколько споры о Боге и чёрте, вере и неверии, добре и зле – в общем, всей той социальной фантасмагории в обществе на грани столетий между царствованиями двух Александров, которую предвосхитил Достоевский. 

Итак, вернемся к спектаклю. Сценография абсолютно лаконична. Обычная коробка сцены каждый раз преображается Федотовым по-своему, показывая главный концепт постановки. Три плоскости сцены как слои пирога, и финальная часть, занимающая всё пространство, готовя взрыв эмоций.

Не раскрывая интриги, перейдём к актёрам, исполнившим главные партии. Фёдора Павловича Карамазова (отца) нам довелось увидеть в исполнении Александра Шаманова. Было ощутимо видно трудность актёра в воплощении образа в первой сцене с сыном: Владимир Ильин выглядел старше отца… Но на протяжении спектакля Шаманову удалось преодолеть это впечатление и он интересно с присущей ему экзальтацией провёл эту роль. Отец получился со своим фирменным почерком. 

Главный фаворит спектакля, несомненно, – Дмитрий Карамазов в исполнении упомянутого Ильина дан психологически верно и основательно, этот образ по психологическому наполнению близок к тому, что выведен Достоевским. 

Иван Карамазов в исполнении Ильи Бабошина несколько по-новому открывает актёра из «старой гвардии». Он изысканно спокоен до встречи с «чёртом» (вообще, одной из самых сильных сцен в постановке), где очень импульсивно раскрывает суть своего персонажа. «Я открываюсь под конец», как гласила надпись на снитче из другого известного произведения современности, как нельзя лучше подходит к этому персонажу и этой роли. 

Алексей Карамазов в исполнении Ростислава Самусева весьма и весьма интересен, даже чисто внешне он ложится в образ. Хотя момент перерождения персонажа не столь ярок и не совсем понятна его судьба в дальнейшем. Вернётся ли такой Алёша в монастырь? Уже вряд ли. Станет мирным семьянином или, чем чёрт не шутит, народовольцем? Каким был перелом? И был ли, остался ли он в своей вере? На этот вопрос ещё предстоит найти ответ. И как не хватало этому совсем юному Алёше старца Зосимы… именно старца, прошедшего жизнь и передавшего этому чистому созданию свою, не по годам, мудрость.  

Павел Смердяков в исполнении Даниила Рожанского привлекает сразу же внимание. Это нетипичный ход для театра, такая всемерная манерность с бесовскими ужимками – актёр так виртуозно ведёт свою партию, что сразу захватывает всё внимание зала. 

И наконец, женские образы пьесы – дворянка, генеральская дочь Екатерина Ивановна и девушка с тяжелой судьбой – Грушенька. Два антипода.

Екатерина Ивановна в исполнении Анастасии Леднёвой, запомнившейся нам по роли Катерины из «Грозы», ведёт свою партию достаточно уверенно и по мере развития сюжета набирает темп, ведя зрителя к неожиданной развязке и своему преображению. Тогда как Грушенька Анастасией Перовой представлена этакой лисой с тёмным омутом, в которой сидят все карамазовские черти.  

Все вопросы морали, поиски Бога, осознание своей греховности, всё, что определяет Достоевского, звучат на протяжении всего спектакля. И, как всегда, Федотов каким-то неуловимым чувством соотносит реалии нынешнего века с минувшим днём. «Карамазовы» сегодня идут не случайно.

 

Александр Стабровский, Виталий Призюк