28.05.2018
СТРАДАТЬ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
Выстраданный спектакль о выстраданной книге
«Мастер и Маргарита» – самый, пожалуй, сердечный спектакль театра «У Моста», созданный Сергеем Федотовым по мотивам одноименного романа Михаила Булгакова. Неудивительно его возникновение и существование в репертуаре около пятнадцати лет: хочется думать, что сам Булгаков свой одноименный мистический роман завещал в будущее для первого в мире мистического театра.
Все условия для эффектной и энергичной «булгаковщины» в «У Моста», конечно, есть. Тщательно продуманные декорации, свет, музыка, костюмы, удачно выбранные отрывки для концептуального осмысления (не представляю, какую громадную работу нужно сделать для этого зрелища) – все это помогает зрителю стать частью дьявольского мира, который, кстати, приводил в восхищение самого писателя. Как Булгаков создавал с любовью каждого из свитыВоланда, так и мастер Федотов любопытно и занимательно материализует для зрителя эти образы. Какие же они у него все-таки обаятельные, особенно, воссоединяющиеся в одной комнате! Смотришь на них всех и думаешь: «Эх, какая же, однако, классная компания!». Невольно во время спектакля ловишь себя на мысли: хочется, не думая, отдаться воландской свите и быть ее частью…хотя бы на одну ночку.
Очень хочется отметить рыжеволосуюи длинноногуюНовиченко Марию в роли Геллы– предельно привлекательная женщина-вамп в красных туфельках, она непременно закрадется в слабое сердце любого мужчины своей грациозной гибкостью и демонической притягательностью (я уверена, что мой сосед ничего, кроме нее, не видел), а также ее партнера по танцам – энергичного Мельникова Сергея в роли Коровьева-Фагота, которому удалось соединить в своем герое две противоречивые сущности и быть чертовски рыцарским и рыцарски чертовским. Стоить заметить, что этот образ становится эмоционально-связующим звеном и ему удается вовремя создать нужное настроение, от детской беззаботности до крайнего ужаса. Коровьев так натурально угрожает ножичком-бабочкой Ивану Бездомному (Бабошин Илья), что кажется, без настоящего преступления не обойдется.
Но для чего стоит идти на «мостовкий» вариант «Мастера и Маргариты», в первую очередь, так ради самого шикарного и неподражаемого Михаила Чуднова в роли Воланда. Такого дьявольски красивого и трагично одинокогоВоланда вы нигде больше не увидите! Правда, это настоящий талант – приковать свое внимание так, что ты перестаешь слышать остальных и смотришь на эти безграничные глаза, вмещающие в себя всю человеческую историю. Несомненно, это показатель мастерства – без слов донести нужное и важное, одним взглядом. Воланд– самый печальный герой: у Мастера есть Маргарита, у Понтия Пилата – Иешуа… а кто же родственная душа «князя тьмы»? Не к самому ли Богу тянется его одинокая душа для обретения целостности? Не является ли воссоединение противоположностей высшей истиной?
В самом начале я назвала спектакль «самым сердечным», потому что родился он в результате безусловнойлюбви «мостовцев» к театру, как родилась книга Булгакова в результате преклонения перед безусловной любовью его женщины-музы, «тайной жены» Елены Шиловской, как родились эти слова, читаемые вами сейчас. Та самая любовь, обретающаяся через страдания и боль. Любовь, от которой нет ни физических, ни духовных сил, чтобы отвернуться. Любовь, о которой мало знают в монастырях разочаровавшиеся в жизни монахи, оставившие в прежней жизни близких. Ибо любовь – это не только смиренное ожидание, это и борьба. Для этой любви не существует ни времени, ни причин, ни закона, ибо то, что любимо есть ты и отсутствие этого – духовная смерть.
Болезненный Мастер (Андрей Воробьев) безусловно любит свое дело – писательство, результатом его борьбы становится несмотря ни на что написанная книга. Также движимый безусловной любовью он «отказывается» от своей возлюбленной, ради ее невозможного без него счастья – в этом соединяется и бессильная, роковая смиренность и мучительная, разрывающая на части борьба. По-прежнему актер и в этом образе удивляет своим бесконечным сменяющимся потоком эмоций – «живая вода», чувствительная от даже самого легкого прикосновения к ее глади.
Безусловно любит МаргаритаМастера, переживающая самое прекрасное и гадкое, трепетное и злобное, но не перестающая быть тем, чем ей суждено было быть – музой, спутницей, защитницей. Любопытно, что, в результате личных наблюдений, мне хотелось соединить в одном человеке двух актрис, которых я видела в роли Маргариты: Марию Сигаль с ее бушующей силой энергии, страстностью, неудержимостью и Проскурину Викторию с ее женственной стойкостью, непоколебимостью. Импульс и стержень.
Мотив страдания пронизывает весь спектакль от начала до конца, от времен Ершалаима и до Москвы, от дней создания Земли до настоящего времени, от рождения мысли в голове Сергея Федотова до вашего присутствия в зале. Границы стираются, и ты понимаешь самое главное – страдание есть жизнь, которая ни плохая и ни хорошая, а хорошая и плохая в одном, жизнь – это соединение покоя и борьбы, счастья и разочарования, добродетели и злодеяния, расстояния и близости, улыбки и горьких слез. Нет крайностей, нет правых и виноватых, нет добра и зла. Стремление к безусловной любви, принятию и пониманию – вот смысл каждой человеческой жизни.
Ольга Татаурова