Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

19.03.2019

Спектакль «Калека с Инишмана» Пермского театра «У Моста»

Мне наконец удалось посмотреть спектакль «Калека с Инишмана» Пермского театра «У Моста».

Спектакль поставлен по пьесе Мартина МакДонаха «Калека с острова Инишмаан», повествующей о жителях глухой ирландской провинции, где все знают друг друга, и где ровным счетом ничего не происходит, а потому единственным, что оживляет их существование, являются сплетни. И даже новость о том, что жаба споткнулась, является новостью. 

В этой непроглядной тоске и скуке живут наши герои. Они простые и бесхитростные, грубоватые, и не одарены ни образованием, ни интеллектом. Многие из них неопрятны, и внешняя презентабельность явно не в приоритетах их менталитета. Все они по сути неплохие люди, даже хорошие, но каждый из них, рассуждая о жизни, показывает глупость по-своему, и потому никто из них не вызывает особой симпатии. Разве что тетушка-продавщица, простая и добрая. Во всех остальных есть что-то очень отталкивающее. 

Вторая тетушка – тормоз и зануда. Хелен – пацанка, дурочка, с необузданным нравом и проявлениями агрессии. Ее брат – просто имбецил. Пустозвон – оправдывает свое название, и его агрессивная назойливость вызывает сильную неприязнь. Его мамаша-алкоголичка вообще гротескно идиотический персонаж. А Билли – вроде, умнее их всех, но отталкивает одним своим видом. 

 

Все они со своими странностями и особенностями, и иногда кажется, что это не деревня, а пансионат для душевнобольных. Но как точно подметил автор рецензии на ресурсе culture.ru, «При внешней грубости, в этих характерах живет душа, а их наивность оказывается синонимом человечности». 

Все они очень разные, но у них есть одна общая черта – все они совершенно не умеют выражать свои эмоции и чувства. Даже когда чувства рвутся наружу, они ловят порыв, и потом, смущаясь этого, словно оправдываются. Объятие тетушек, когда вернулся Билли, в этом плане очень характерно. Проявив эмоцию, спустя пару мгновений, они расходятся со словами «ну, все», как будто к тому, что сейчас произошло, их кто-то принудил. Потому что проявлять теплые эмоции, нежность, любовь друг к другу для них не свойственно. Это не значит, что они ничего не чувствуют, отнюдь. Но они просто совершенно не понимают, что со своими чувствами делать, и как их проявлять. 

Мало кто найдет в этих персонажах что-то знакомое, что найдет отклик и ассоциацию с собственной жизнью. Кроме одного. Того, что является первопричиной всех их странностей – желание любви. У кого-то сознательное, у кого-то нет, но все они, какими бы грубыми ни казались, нуждаются в любви, в том, чтобы быть кому-то нужными. И при этом бессознательно уверены, что этой любви недостойны. И чувствуя себя ненужными, нелюбимыми, они защищаются грубостью. Поэтому тетушки потерялись, когда Билли уехал, поэтому тетушка говорила, что не хочет больше его видеть (хотя, конечно, больше всего хотела, чтобы он вернулся). Поэтому Хелен так буйно себя ведет, а Бартли ее провоцирует. Потому Билли так отчаянно пытается выяснить, что же случилось с его родителями... 

И удивительным образом оказывается, что под этой грубой броней и внешней грязью скрывается душевная чистота и человечность. И самый неприятный персонаж, Пустозвон, неожиданно оказывается самым человечным, причем и в грустных событиях прошлого, которые все скрывают от Билли, и в настоящем, когда Билли пытается выяснить правду о прошлом. И даже в обществе, где понятие частной жизни отсутствует, и любая мелочь тут же становится достоянием общественности, оказывается, могут жить многолетние тайны, которые хранятся всеми для того, чтобы уберечь от боли кого-то одного. 

И еще одна тема затронута в постановке: мечты. Все молодое поколение острова живет мечтами вырваться из этой дыры и реализоваться где-то в другом месте, окутанном романтическим ореолом. Всем им кажется, что им мешает быть счастливыми только дыра, в которой они живут, и стоит им вырваться с острова, их жизнь наладится, и они будут счастливы. По большому счету, они мечтают, слабо представляя, что именно значат их мечты, и что именно они хотят найти там, куда стремятся, ибо видят не то, куда идти, а только то, от чего хотят убежать. И потому все они так и живут мечтами, не отваживаясь всерьез сделать что-то, чтобы реализовать свои мечты. Кроме Билли, который уезжает, но возвращается обратно, осознав, что самое главное в жизни – быть с теми, кто тебя любит, и кого любишь ты, с теми, кому ты нужен.

Пьеса грубоватая, сюжет незамысловатый, персонажи простые и не самые приятные, прямо скажем. А агрессивность Хелен, ее одержимость разбиванием яиц (преимущественно об голову брата) вообще вызывает недоумение. И в этом плане натурализм постановки даже, наверное, излишний. Это добавляет остроты и реалистичности действию, но, все же, можно было обойтись и более символичным художественным языком для передачи этого ощущения зрителю. Признаться, мне было даже жалко актера, играющего Бартли, поскольку тумаки, подзатыльники, и разбитые об голову яйца ему доставались самые настоящие, не театрально-постановочные – это было слышно по характерным звукам.

Но при всем этом пьеса довольно философская, экзистенциальная, и в чем-то трогательная, добрая. И хотя эстетика действия и характеры вызывают не слишком приятные ощущения, семантика постановки оставляет долгое послевкусие. Постановка сильная, и неприятна она во многом именно потому, что в ней четко расставлены акценты на болевые точки, все сыграно очень правдиво и убедительно. А чтобы зрителю было не очень грустно, некоторые моменты показаны гротескно, и вызывают смех.

Сыграно все действительно ярко. И, конечно, самым сложным в плане актерской игры является образ главного героя- калеки Билли. Его блестяще сыграл Василий Скиданов.

Стоит еще особенно отметить актера Сергея Мельникова, игравшего Бартли. Большой ребенок, наивный, непосредственный и пугливый, забитый, но все равно не представляющий себя без своей буйной сестренки, которая его постоянно колотит. Очень искренне сыгран этот персонаж, абсолютно органично и убедительно во всех его странностях.

Резюме. Сильная постановка на неприятную тему. Отлично поставлена и сыграна, и оставляет послевкусие, на подумать. Достойна просмотра. 

 

Дарья Тягунова, Санкт-Петербург