Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

11.06.2019

Спектакль «Головлевы» открыл конкурсную программу фестиваля «Фабрика Станиславского»

Первым спектаклем, который был показан на II Летнем фестивале губернских театров «Фабрика Станиславского», стал спектакль «Головлевы» по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина в постановке художественного руководителя Пермского театра «У Моста» Сергея Федотова.

Театр «У Моста» за 30 лет своего существования сыскал славу «первого мистического театра», и Сергей Федотов всегда для постановки выбирает спектакли, где в той или иной степени существует необычное, демоническое, мистическое, духовное. А еще принцип Сергея Федотова: ставить спектакли, соблюдая каноны «русского психологического театра», что полностью соответствует концепции фестиваля «Фабрика Станиславского».

На сцене – мрачная комната помещичьей усадьбы конца XIX века, резная мебель, канделябр, свечи, иконостас, картины, портреты умерших родственников и в центре комнаты – стол, где глава семейства Арина Петровна Головлева (поразительная Марина Шилова) строит семейные планы, подсчитывает доходы, и гневается на то, что не повезло ей ни с мужем, ни с детьми: муж Владимир Михайлович (Валерий Митин) читает глупые стишки и ведет себя как ребенок; дочь вышла замуж без разрешения, ушла из дома, умерла и оставила двух малолетних дочек; старший сын Степан (Ильназ Яруллин) проиграл выделенное ему имение; средний сын Павел (Иван Лопатин) пьет; и лишь младший – Порфирий (Андрей Воробьев) – надежда матери. И думая, что она все делает во благо семьи, именно Арина Петровна семью постепенно и губит. Она не жалеет себя и не жалеет членов семьи. Да, она потом опомнится, но будет поздно. Из Порфирия вырастает не то чтобы подходящая замена Арине Петровне, а замена, которая превзошла ее.

Андрей Воробьев играет своего героя нелепым и смешным в начале спектакля и отталкивающим и демоническим по прошествии лет. Порфирий думает, что все, что он делает – это от Бога, чувствует себя избранным, хотя избран он как раз чертом. Он с детства себя считает ангелом небесным, а постепенно сводит в могилу всю семью: и братьев, и своих сыновей, и племянниц, и мать, а воспринимает все это с улыбкой, как дело обычное, лишь пугаясь в те моменты, когда умершие приходят за следующим членом семьи. Его мать к концу истории, наконец, понимает, кого вырастила. Сцена, где Арина Петровна проклинает Порфирия, страшна: уверенная женщина, которую мы видим в начале спектакля, в этот момент выглядит старой уставшей ведьмой. В момент проклятия иконостас сотрясается, главная икона, перевернувшись, повисает, а вместо портретов родственников зияют дыры – энергетика зашкаливает! Так и наступает крах семейству Головлевых из-за отсутствия понимания и любви среди родственников. Древнее семейство само себя разрушило. В конце повествования (концовку по сравнения с романом Сергей Федотов изменил) все-таки мелькнет мысль, что надежда на спасение души у Порфирия есть.

Из большого насыщенного романа Сергею Федотову удалось сделать трехчасовой спектакль, где каждый герой не случаен, у каждого есть свой образ, характер, и даже безмолвные ключницы одним видом способны многое рассказать о жизни.

Концовка спектакля – самый светлый момент постановки, оставляющий надежду на душевное спасение всех грешников семейства. О добре и зле, свете и тьме, о крахе и надежде, о падении и раскаянии поставил спектакль «Головлевы» Сергей Федотов.

 

Наталия Козлова

Портал «BrightStories»