Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

12.01.2022

Сохранится ли мост, который театр «У Моста» выстраивает между культурами

Хотите знать, как под видом поддержки и спасения могут тихой сапой потушить ярчайший «очаг культуры», замечательный, известнейший, уважаемый специалистами и любимый зрителями театр? Уважаемый и любимый, встречающий горячий приём и в России, и в других странах! Ну, так вот. Ещё недавно «Реальная Россия» с радостью рассказывала о спектаклях и премьерах Пермского театра «У Моста» – и продолжает с увлечением следить за творчеством театра и его организатора, художественного руководителя Сергея Федотова. А сегодня «Реальная Россия», как и иные издания, вынуждена бить тревогу: театр «У Моста» подталкивают в пропасть небытия. Театр, которому восторженно аплодировали и аплодируют зрители Перми, российских столиц, зрители других регионов России и многих стран дальнего и ближнего зарубежья.

Театр располагается в старинном здании. А. Грибанов, зам. главы Перми по соц. вопросам, указал, что театру выдано 42 предписания от пожарных служб: то есть здание в нынешнем состоянии непригодно для дальнейшей эксплуатации. Театру на время ремонта этого здания предложен переезд – заботливые власти нашли и назвали три возможных места вселения – на заводе Шпагина 5-й цех, здание бывшего клуба ВКИУ и клуб ГУВД им. Дзержинского. Года три назад предлагался еще вариант – ДК «Телта». Но ни туда, ни в ныне предложенные здания въехать всё никак не выходит. Ибо тем временем, например, ДК «Телта» снесли. И другие варианты под вопросом (см. далее).

И куда податься знаменитому, но беззащитному театру?! Сам по себе переход театра в новое и ещё не приспособленное полностью для него помещение – почти катастрофа. А если поиск этих помещений – так получается! – чисто формален, а театр хлещут «пожарными» предписаниями… Тогда что?

Пермский край, Пермь славятся многими художественными начинаниями и центрами культуры высочайшего уровня – в том числе, театрально-сценическими. Иные из них возникли уже в перестроечное время. Таким центром культуры не только российского, но мирового масштаба стал созданный Сергеем Федотовым театр «У Моста». Говоря нынешним новоязом, театр «У Моста» – один из весомейших брендов не только Перми, но и России. Понимают ли это те люди во власти в Перми, которые якобы под видом временного переселения театра – для его сохранения, ведут своими действиями как раз к закрытию театра «У Моста».

Немного наградной статистики. Этот театр – участник двух с лишним сотен фестивалей в нашей стране и за рубежом. Десятки лауреатских дипломов – высшие награды этих фестивалей (45 Гран-При зарубежных фестивалей, трижды номинант и лауреат Национальной премии «Золотая Маска», Лауреат премии «Звезда Театрала»). Сам С. Федотов удостоен в Чехии медали им. Йозефа Юнгмана и лауреат Национальной премии Чехии – первый иностранец-лауреат в истории этой премии (и произошло это за несколько лет до присуждения театру «У Моста» премии «Золотая Маска»). А еще лауреат премии Правительства РФ им. Фёдора Волкова и дважды лауреат премии Пермского края в сфере культуры… Постоянные гастроли в Москве, в Санкт-Петербурге, во множестве российских городов и в иных странах (в Индии, Египте, Австрии, Германии, Польше, Чехии, Болгарии, Сербии, Косово, Боснии и Герцеговине, Македонии, Черногории, Латвии, Литве, Эстонии, Украине, Белоруссии, Венгрии, Словакии, Словении, Румынии, Грузии, Турции, Ирландии, Израиле, Казахстане, на Кипре). Мастер-классы С. Федотова в наших двух столицах и не только в них. Приглашения С. Федотову на постановки в разные российские театры – и в зарубежные. По рейтингу журнала FORBES театр «У Моста» входит в десятку лучших театров России (а по версии портала Yell.ru театр «У Моста» занимает четвёртое место в рейтинге лучших театров России).

Поневоле сокрушённо вздохнёшь о советских временах. По соображениям идеологии или из «охранительных» побуждений тогда могли изгнать, «прижать» или уволить того или иного деятеля искусства, культуры, науки. Могли отменить выставку. Закрыть спектакль. Не выпустить в прокат фильм. Но в те времена подавляющему большинству советских госчиновников, главам городов и регионов, главам горкомов и обкомов партии в страшном сне не могло присниться, что они закроют театр, киностудию, научный институт, школу, стадион. Никаких «слияний» во имя «оптимизаций»! В советской стране, как во всем мире, как издревле повелось должны быть весомо представлены и развиты все сферы общественной, социальной, культурной жизни. Так сказать, весь набор: НИИ, школы, спортивные сооружения, библиотеки, медицинские центры, научные лаборатории, театры, филармонии – и т.д, и т.п. И они должны быть лучшими и блистать на весь мир! Вывеска страны. Налаживание контактов «поверх барьеров».

А Пермский театр «У Моста» блистает на всю Россию и на весь мир! Тем более, сейчас это так важно – поверх сложных отношений иных стран Запада к России, поверх разделившей весь мир (острей, чем политические противоречия) эпидемии ковида Пермский театр «У Моста» служит взаимопониманию народов, знакомству с культурами друг друга, сближает страны и людей, не даёт разорваться и социальным, и культурным, и творческим, просто человеческим связям. Именно С. Федотов «открыл» для сцен России, ныне уже оскароносного, ирландского драматурга М. МакДонаха. С. Федотов и его театр – инициаторы масштабного Международного фестиваля спектаклей по пьесам М. МакДонаха. При поддержке спонсоров, прежних (и нынешних!) властей Перми и Края фестиваль проходит с интервалом в два года, и в нынешнем году, в октябре, должен состояться уже пятый «макдонаховский» театральный смотр в Перми.

Мне, как театральному критику, как журналисту (как и многим моим коллегам) приходилось участвовать в разборе конфликтных или сложных ситуация, складывавшихся вокруг того или иного театра – и в начале перестроечных лет, и в советские времена. И часто тем или иным способом удавалось «разруливать» ситуацию. А ныне люди у власти всё чаще только делаю вид, что прислушиваются к мнению общественности и к мнению специалистов, авторитетных и весомых в той сфере, в которой разворачивается ситуация, подобная той, почти тупиковой, в которую загоняют Пермский театр «У Моста».

Меньше года назад, поздравляя Сергея Федотова с шестидесятилетием, нынешний губернатор Пермского края Д. Махонин пожелал юбиляру Сергею здоровья, а «Театру с такой европейской известностью надлежащего финансирования». И вот вам, пожалуйста: театр собираются спасать таким странным способом, что театр просто исчезнет. Но именно Д.Н. Махонин, возглавив регион, отменил решение предыдущего губернатора Края: три года назад, как выше уже сказано, тогдашний глава Края М. Решетников пообещал театру новое подходящее помещение. И даже был сделан эскизный проект и приступили к разработке проекта строительства-переоборудования для размещения театра. Кстати, это помещение вошло в перечень тех, которые сейчас были предложены театру «У Моста» (и которые, оказывается – см. ниже – театру недоступны).

Ещеё немного о театре «У Моста», созданном С. Федотовым более тридцати лет назад. На потолке основного зрительного зала – старинный живописный плафон. Белоснежные статуи нимф или муз с факелами в руках – перед входом в неожиданно шикарное и помпезное «зеркальное фойе». И тут успешно играются спектакли – и самого театра, и фестивальных гостей. В этом небольшом здании, вопреки физической логике, но явно по «ненаучным» законам метафизическим – словно вложены друг в друга пространства из разных измерений. Тут есть ещё одно фойе и еще два зрительных зала – включая «ирландский». Он специально создан для показа спектаклей по пьесам М. МакДонаха. В одной из стен этого зала раскрыта старинная кладка и старинное основание-укрепление этой кладки. А ведёт в этот зал переход, на стенах которого таинственные предметы из нездешнего «макдонаховского» мира и вообще из мира творческого воображения. В основном зрительском фойе тоже интереснейшие аксессуары и композиции, перекликающиеся с темами спектаклей театра. Стены этого фойе и пространства перед гардеробом увешаны бесчисленными дипломами театра и уставлены стеллажами с фестивальными наградами. Бродить по этому театру – это само по себе увлекательнейшее зрелище и приключение, это знакомство с российской культурой, с особенностями сценического искусства, с культурами других стран, с единым пространством мировой культуры. Увлечённо погружаются в это приключение и пермские зрители, а также российские и зарубежные гости театра и его фестиваля.

Как всё это «просто так» перенести в другое место? Ведь все эти годы театр старался исправно устранять всё, на что указывали предписания пожарных органов. А переезд и подготовка к нему всё затягивались. И вот уже просто крайний рубеж! Действительно ли нынешние власти Перми и Края озабочены судьбой замечательного Края? Или в дело вступили какие-то иные, подспудные интересы? По утверждению некоторых источников в Перми, в ДК ВКИУ (вариант, который весьма устраивает театр) планируют открыть Дворец молодёжи – но в Перми уже есть дворец молодёжи. В клубе ГУВД им. Дзержинского намереваются создать Дом приёмов губернатора.  А передачу цеха завода Шпагина театру отверг нынешний губернатор Пермского края Д. Махонин.

Так это или нет, но понимают ли нынешние власти Перми и Пермского края, что эта тянучка с переездом очень уж смахивает на попытку скинуть с плеч проблему под видом попытки её решения? Понимают ли, что вольно или невольно покушаются на такой масштабный культурный бренд, который служит авторитету самого Пермского края и тех, кто им ныне руководит? И – без преувеличения – служит авторитету России, уважению к нашей стране и творчеству её людей.

 

Валерий Бегунов, театральный критик

Портал «RusNewsDay. Реальная Россия»