25.01.2019
Снова с «Мандатом». Театр «У Моста» возвращает в репертуар полюбившиеся пьесы
- Главная »
- Пресса »
- 2019 »
- Снова с «Мандатом». Театр «У Моста» возвращает в репертуар полюбившиеся пьесы
На сцене театра «У Моста» вновь идет пьеса Николая Эрдмана «Мандат». Пермские зрители прекрасно помнят, что именно с этой постановки 30 лет назад началась история театра. Спектакль полюбился публике и долгое время буквально не сходил со сцены. Сегодня, по словам художественного руководителя театра Сергея Федотова, он вернулся обновленным. Возвращение его оказалось обогащенным не только новым сценическим антуражем, но и новыми смыслами, которые возникают у зрителей при просмотре.
Спектакль, как машина времени, легко перенесет зрителя XXI века на сто лет назад – уж очень тщательно сделаны декорации, сшиты костюмы и сыграны роли.
Действие пьесы относит зрителя в 20-е годы прошлого столетия, на острый рубеж смены жизненных укладов. В такие периоды, как правило, никто не знает, что, собственно, происходит вокруг и чего ждать от жизни в будущем. Подобные исторические моменты всегда осмысливались искусством с помощью неклассических жанров.
Вот и пьеса «Мандат», созданная как комедия абсурда, не исключение. Семья мещан Гулячкиных пытается приспособиться к новым условиям существования. Революция революцией, а жизнь идет своим чередом. Главный герой, Пал Сергеич, и его мать, Надежда Петровна, пытаются выдать замуж дочь и сестру Варвару. Но в эпоху перемен это становится не просто вопросом личной жизни, а, без преувеличения, проблемой классовой самоидентификации и как следствие – приживаемости в новом мире.
Впрочем, о нравственном выборе речь не идет. Главное –правильно выбрать будущую родню. Высший пилотаж, если среди них будет парочка коммунистов. Но и самим Гулячкиным приходится соответствовать. Герои пытаются лавировать между Сциллой и Харибдой современности – коммунизмом и монархизмом.
Главное, что у них это получается. Наверное, потому, что люди они, как с гордостью сказал о себе Пал Сергеич, «разносторонние». У них и в домашнем интерьере предусмотрены все варианты развития событий. Даже картины, развешанные на стенах, двойные: с одной стороны Карл Маркс, с другой – классический пейзаж. Иконы спрятаны в ящик с граммофоном, а главный герой очень просто становится коммунистом. Для этого оказалось достаточно купить кожанку и галифе, самого себя назначить председателем домового комитета и выписать мандат на свое имя.
Почему же пьеса, написанная без малого сто лет назад, до сих пор собирает полный зал зрителей? Конечно, она написана ярким и веселым языком. Николай Эрдман – талантливый драматург начала прошлого века. По его сценариям сняты комедии «Волга-Волга» и «Веселые ребята».
Но не только диалоги, которые, кстати, вызывают смех и у современного зрителя, делают постановку привлекательной. Комические перипетии, в которые попадают герои пьесы, отражают свойства человеческих характеров, которые особенно ярко проявляются в эпоху перемен.
По мнению некоторых социологов, вся наша современная жизнь, с ее ускорением и быстрой сменой парадигм, становится эпохой перманентных, то есть постоянных, перемен. Значит, пьесы, подобные «Мандату», будут востребованы вдумчивыми театралами.
Найдут в ней свою линию и любители истории. Спектакль, как машина времени, легко перенесет зрителя XXI века на сто лет назад – уж очень тщательно сделаны декорации, сшиты костюмы и сыграны роли.
Между тем
Среди зрителей спектакля находился приглашенный Сергеем Федотовым театральный режиссер из Лондона Овлякули Ходжакули. В театре «У Моста» он ставит спектакль по повести Евгения Замятина «Наводнение».
– Мы около 30 лет встречались с Сергеем Федотовым на театральных фестивалях, но только сейчас пересеклись очень плотно, – сказал он. – Мне предложили сделать здесь постановку, и я с удовольствием согласился, потому что мне нравится этот театр – в отличие от многих других он по-настоящему живой.
Премьера «Наводнения» ждет пермяков уже в феврале.
Инесса Суворова
«Российская газета»