Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

29.02.2024

Словом убить можно. Душка-кровопивец и семейство Головлёвых в постановке «У Моста»

Обновлённая премьера «Головлёвых» в театре «У Моста» это именно то, на что стоит сходить всем любителям классической литературы.

Федотовым была проделана огромная работа – приспособить к театру тяжёлый и большой роман о психологическом и буквальном разложении дворянского семейства Головлёвых. Салтыков-Щедрин написал удивительнейше-сложное произведение. Словно лоскутное одеяло автор соткал трагедию о жизни и смерти дворянского рода. Монотонные, однообразные, тянущиеся годы семьи, доживающей свой век в глуши своих «постылых» имений.

Театр «У Моста» не изменяет себе и тщательно воспроизводит обстановку и быт девятнадцатого века. Это очень важно для понимания произведения Салтыкова-Щедрина, отражающего не какую-то абстрактную семью, но фактически смерть всего дворянского сословия. Подчеркну, что нельзя было бы понять психологию жизни персонажей без подробного погружения в быт того времени: старого кресла главы семьи, галереи родовых портретов, тусклого огня свечей, маленького окошка, красного угла с иконами, офицерских эполетов, барского халата и, конечно же, полуштофа водки.

В центре истории главный герой Порфирий Головлёв или Иудушка-кровопивец в исполнении Ильи Бабошина. Именно жутненький Иудушка, с елейной улыбкой на лице, поминутно крестясь и вознося руки к образам, потихоньку да помаленьку высасывает жизнь из всех своих родных.

Своими нескончаемыми бюрократическими надоедливо-многословными, попросту пустопорожними монологами, он губит жизнь окружающих его людей. Даже не смерть, а медленное гниение его братьев, сыновей и родителей ужасают зрителя. Особенно мне запомнились ключевые сцены предсмертной агонии Павла Головлёва (Алексей Улановский) и его перепалка с братом Иудушкой, а также спор между Иудушкой со своим сыном Петром (Василий Скиданов).

Постановка «У Моста» меня поразила двумя находками. Первое – введение комической линии в спектакль. Причём она этим не разбавила, но, наоборот, на контрасте даже усугубила трагедию семейства. Более того, такая интерпретация романа позволила, например, показать в пьесе отца семейства, поэта и балагура, старика Головлёва, которого обычно сильно урезают в постановках и экранизациях.

Вторым моментом, из-за которого лично я сегодня буду спать дома с включенным светом, является появление мертвецов – видений Иудушки. Мучимый совестью Порфирий встречает всех тех, кого сгубил. Призраки не могут обрести покоя и изводят одинокого Иудушку своим тягостным присутствием. Они заполняют запущенное имение Головлёво в каком-то потустороннем фосфорическом свете. Призраки возникают в дверных проёмах, сначала деликатно стучась, а потом при разрастании, врываясь, крича и обвиняя оставшихся в живых.

Трагикомедия «Головлёвы» театра «У Моста» как всегда заставляет зрителя смеяться и плакать, чувствовать боль и задумываться. И, что самое главное, погружает во времена, когда ценились сложные, многогранные и неоднозначные произведения искусства. А такое погружение возможно, только при величайшем уважении к автору.

 

Мария Лумпова