Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

26.06.2018

ШЕКСПИР. ВОЛОГДА. ФЕДОТОВ

Это фото, украденное со страницы Сергея Федотова, было сделано вчера в 23:00, т.е. за несколько минут до начала спектакля «Макбет» Пермского театра «У Моста» на фестивале «Голоса истории» в Вологде. В эту ночь история говорила со зрителями голосами шекспировских шотландцев, погрязших в кровавых междоусобных войнах. И проняла этих самых зрителей до мозга костей!

Я впервые видел спектакль Сергея Федотова, поставленный не в замкнутом пространстве зала, которое он обычно насыщает своей мистической энергией, а на воздухе. И должен признать, что открытое пространство Консисторского двора Вологодского Кремля ему тоже покорилось. Он, как бы странно это ни звучало, объял его шекспировской аурой и мощным излучением таланта своих подопечных. Спектакль захватил с первых же минут и не отпустил до конца. Считаю, что федотовские артисты совершили творческий подвиг, практически с одной репетиции освоив громадную площадку, на которой была сооружена сцена и зрительный зал на 600 с лишним мест. (А с приставными вышло аж 750!) Играть на воздухе на самом деле очень непросто, знаю это не понаслышке. Добавьте к этому огромный амфитеатр зала, который был забит до отказа, организаторам даже пришлось с боем выбивать места для жюри.

Увы, сообразуясь с установкой фестиваля, оригинальный вариант спектакля был значительно сокращен, но это вовсе не сделало интригу менее захватывающей и не снизило мощную энергетику и эмоциональный накал спектакля.

Прекрасно справился с заглавной ролью Андрей Воробьев, в его Макбете не было примитивной и прямолинейной злобы. Это был человек, поддавшийся искушению дьявольских сил и не сумевший сбросить с себя наваждение. Прекрасен был Макдуф Ильназа Яруллина, которому при всей героическо-трагической ауре действия удалось сохранить и донести до зрителя ноту страшного человеческого горя, постигшего его героя. Интересный образ короля Дункана создал Александр Шаманов. Его Дункан – архетип вояки всех времен, привыкшего к походам и битвам и заслужившего корону именно своими подвигами! И у которого, несмотря на его титул, в душе сохранились человечность, солдатская простота и даже чувство юмора.

Тонко, с искренним состраданием сыграл своего персонажа Егор Дроздов. Как и в любой пьесе Шекспира и в каждом спектакле Федотова, не обошлось дело без юмора. Очень остроумно, ярко и гротескно сыграл старого привратника Вячеслав Леурдо.

Увы, законы фэйсбуковского жанра не позволяют перечислить всех замечательных артистов, игравших в эту ночь ярко и самоотверженно. И все же не могу не упомянуть прекрасных дам, которые, несмотря на предписанные им роли, остались необыкновенно привлекательными и обворожительными. Это касается дивных молодых актрис Марии Новиченко, Екатерины Пономаревой и Анастасии Кузьминой в ролях трех страшных ведьмочек-искусительниц. Пожалуй, это были лучшие макбетовские ведьмы в моей зрительской биографии. Я сидел в первом ряду и видел их пронзающие все мое существо взоры и глумливые улыбки. И наряду с жутковатостью этого впечатления у меня в душе возникало чувство, что, окажись я на месте Макбета, тоже бы поддался их завлекательным ведьминским чарам! Вообще, как бы парадоксально это ни звучало, но шекспировско-федотовские ведьмы при всей их органичной встроенности в действие – это настоящий спектакль в спектакле!

Ну, а в финале этого немудрящего поста – о главном потрясении – леди Макбет в исполнении Виктории Проскуриной, удивительное обаяние, легкость и трепетность которой сочетаются в этом спектакле с честолюбием ее героини, корыстью, жаждой славы и возвышения мужа и себя над серой массой простых смертных. Наверное, спектакль с полным правом можно было бы назвать «Леди Макбет», т.к. эта женщина становится центром притяжения всего действа. И – о ужас! – в финале, когда эта очаровательная миниатюрная рыжая красавица пытается стереть со своих рук несуществующую кровь, в твоем сердце возникает чувство, похожее на сострадание. Не могу не отметить то, с каким виртуозным мастерством Виктория обыграла звон настоящих колоколов, раздававшийся с колокольни Кремля, органично включив эту «музыку» в свой монолог...

Колокола в эту ночь звучали не раз. И в их вкрадчивом и величавом звоне ты чувствовал одобрение происходящему в Консисторском дворе...

Павел Подкладов, театральный критик, журналист