Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

24.11.2023

Сергей Федотов: «Классика всегда будет современной»

Пермский театр «У Моста» в этом году отмечает 35-летие. Это один из самых популярных театров России, гастроли которого с нетерпением ждут и в столице, и в регионах. По торжественному случаю мы пообщались с худруком театра Сергеем Федотовым.

–  Сергей Павлович, у вашего театра в этом году юбилей, и, оказывается, у него есть вполне себе конкретная его дата  –  7 октября. С чем она связана?

–  Дата 7 октября родилась совершенно мистическим образом. Неизвестно, почему эта цифра возникла. Мы получили наш зал в августе и должны были очень быстро его отремонтировать, приспособив под театр. Это было в 1988 году. Мы ночами строили, а днём репетировали. И получилось так, что успели как раз к 7 октября. Эта дата оказалась для нас очень хорошим числом. Может быть потому, что семёрка. У меня самое любимое число 13, а после него 7.

Сейчас, оборачиваясь назад, понимаешь, что это была совершенно безумная идея – создать свой театр, свой мистический театр. Что-то вообще не должно было случиться. В моём числе рождения пять единиц, а экстрасенсы говорят, что даже две единички – знак чего-то из ряда вон выходящего У меня их пять. Я родился 11.01.1961. Это очень большой перебор.

Только мы выпустили первую премьеру, как сразу вся Пермь бросилась к нам. Это был взрыв! Мы ставили спектакль по пьесе Николая Эрдмана, она ещё в то время была запрещена. У власти были коммунисты, а пьеса была как раз против коммунистов.

–  А что за история с кирпичами и актёрами?

–  Чтобы быстро построить зал, нам нужно было заложить стену. В ней оказалось несколько проёмов. На кирпичи денег не было, поэтому я решил, что мы их попросим. Каждый актёр перед тем, как прийти на репетицию, проходил мимо стройки и просил кирпичи. Парни – по два, девушки – по одному. Таким образом мы построили целую стену.

Это ещё была большая проверка. Насколько люди хотят построить свой театр? Кто-то пришёл просто покрасоваться, показать себя, такие сразу отпали.

За 1988 год в России появилось более 1000 новых театров, потому что вышло постановление правительства о разрешении всевозможных форм театра. Возникли частные театры, коммерческие, семейные, домашние  – много разных. Но в течение года они практически все закрылись, а театр «У Моста» как открылся, так идёт своей дорогой вперед и вверх.

–  И идёт вполне успешно. Вы даже вывозите труппу на репетиции в тематические места, связанные со спектаклями…

–  Да. Наш театр уникальный ещё и в том, что мы придумываем не только оригинальные спектакли, но и обязательно стараемся приехать в ту страну или в то место, где происходили события. Мы репетировали МакДонаха на острове в Ирландии, спектакль «Ханума» –  в Тбилиси, а белорусскую комедию –  в белорусской деревне.

Это всегда очень интересно, но иногда бывает и страшно. В октябре мы репетировали спектакль «Мачеха Саманишвили» в горах Кабардино-Балкарии. Мои «грузины» танцевали лезгинку на краю обрыва. Ветер был страшный, но нас это не остановило. И какой спектакль был на следующий день! Зрителю просто крышу снесло, сказали, будто настоящие грузины танцуют.

–  Когда-то у вас родилась идея поставить на сцене произведения всех писателей-мистиков. Как с ней сейчас обстоят дела?

–  Сейчас у нас восемь спектаклей по Гоголю, четыре по Булгакову, все восемь пьес Мартина МакДонаха. Мы стараемся свои планы выполнять.

–  Каждый сезон вы выпускаете много премьер. Это, конечно, потрясающе.

–  Работаем, работаем, работаем. Не для того, чтобы поставить рекорд. Мы просто изучаем, изучаем автора и стараемся многогранно его раскрыть в разных проявлениях. И если, допустим, у нас восемь спектаклей по Гоголю, но все они очень разные. «Вий» совершенно не похож на «Женитьбу» или «Вечера на хуторе близ Диканьки». У каждого произведения мы находим свою ауру, своё особое звучание. И если спектакль «Вий» страшный, то «Женитьба» безумно смешная, фантастическая. Наше кредо – изучать досконально автора и каждым новым спектаклем открывать его новые грани.

–  Поэтому вы так постмодернизм не любите?

–  Да. Постмодернисты пытаются доказать, что классическое произведение современно. Поэтому придумывают то, чего там нет, модернизируют, переносят действие в наши дни, отказываясь от эпохи, от исторических костюмов. Но, на мой взгляд, осовременивание не нужно, классика всегда будет современной. Потому она и классика. Она столько выдержала. Особая аура произведения пропадает, когда начинают его переносить в наши дни и отрывать от природы автора. В итоге авторы разные, а спектакли одинаковые.

–  Постмодернисты часто купируют текст первоисточника. Как вы как к этому относитесь?

–  Иногда мы что-то сокращаем, раньше же длиннее пьесы писали, сейчас мышление более фрагментарно. Но мы никогда не меняем местами фрагменты, сцены и пол персонажей, что сейчас очень модно, не добавляем новых героев, что тоже сейчас очень модно. То есть мы всё делаем так, как написано у автора, но немножечко сокращаем.

–  Как происходит работа над музыкальным материалом?

–  Это совершенно особая история. Я сам никогда не понимаю, откуда возникает музыка. То есть она откуда-то прилетает, кто-то её приносит: актёры, операторы, режиссёры. То есть идёт репетиция, и вдруг откуда-то появляется музыка. У нас она прилетает неожиданно и всегда прилетает именно туда, куда надо.

–  Мистика?

–  Мистика.

 

Беседовала Наталия Сергеева

Радио классической музыки «Орфей» (Москва)