27.02.2021
Сергей Федотов: «Группа крови первая мистическая»
Много ли в России мистических театров? Правильный ответ – один. Он находится в Перми, называется Пермский театр «У Моста». Его создатель и художественный руководитель – Сергей Федотов. Впрочем, эти вопросы сразу выдадут, что вы не театрал, потому что театральным ценителям нет необходимости объяснять эти прописные театральные истины. Когда Федотов привозит свои спектакли в Москву, или в Санкт-Петербург, или в другие российские города, главная проблема заключается в «успеть приобрести билет» до того, как их расхватают. Кажется даже, что и афиши им клеить не нужно.
На страничке в Википедии про «род деятельности» Сергея Федотова написано – «театральный режиссёр». Но, это утверждение не совсем верно, театральная режиссура – это его группа крови. Он всегда первый. Первый создал мистический театр. Первым открыл в России имя ирландского драматурга Мартина МакДонаха.
Мистика… У его мистики есть актёрская сторона. Работая с актёрами по особой системе, он добивается полной идентичности с персонажами, которых они играют, и временем, в котором они живут. Говорит, что это «система сочетания школ Михаила Чехова, Ежи Гротовского и эстетики Антонена Арто». Но прежде всего, это его невероятная внутренняя энергия, которая помогает ему находить «своих» актёров, ставить катарсически прекрасные и незабываемые спектакли и привлекает удачу, которая «организует» ему те самые пресловутые «неслучайные случайности». Пройти мимо некоего ирландского бара и столкнуться с выходящим из него МакДонахом – что, разве не мистический сюжет? А поставить «Мастера и Маргариту» так, как если бы его рукой водил сам Булгаков? А договориться с петухами в гоголевском «Вие», чтобы прокричали до того, как зрители начнут седеть от ужаса?
«Русскому блоггеру» Сергей Павлович рассказал немало интересного о себе и своём театре.
Если вдруг вы до сих пор незнакомы с Пермским «У Моста», то смело идите на любой спектакль, привезённый ими на гастроли, если не попадёте в четвёртое измерение, то удовольствие и самый широкий спектр пережитых эмоций вам гарантирован.
Когда Пермский театр «У Моста» в старые добрые бесковидные времена приезжал в Москву на гастроли, то купить билеты было проблемой. Всегда аншлаги и практически позабытый вопрос насчет лишнего билетика у входа. Конечно, театралы вас любят и ждут. Но всё равно, есть люди, которые не знают про ваш театр и ваши спектакли, не знают, что по рейтингу журнала FORBES театр «У Моста» входит в десятку лучших театров России, а также занимает четвёртое место в рейтинге лучших российских театров, поэтому расскажите, пожалуйста, когда и как состоялось рождение театра.
С.Ф. После окончания Пермского института искусств в 1983 году я основал в Нытве молодёжную театральную студию, которая стала первой генеральной репетицией моего будущего театра. С 1984 по 1986 годы в армии на Дальнем Востоке под Хабаровском организовал первый в России солдатский театр. «Нытвенский» и «дальневосточный» опыт стали основой рождения в Перми театра «У Моста», который я создал в 1988 году.
Первые годы театр размещался в Малом зале ДК Телефонного завода. В 1992 году вместе со статусом городского получил собственное здание, в котором ранее был клуб работников госторговли. Своими силами мы отремонтировали здание, построили второй этаж, новые кабинеты и гримёрки, третий зрительный зал, новое фойе. В месяц играем до 70 спектаклей. За годы работы мы приняли участие в 196 международных фестивалях и осуществили более 250 гастрольных выездов.
Меня часто спрашивают, как нам удаётся играть столько спектаклей, одновременно участвовать в таком количестве фестивалей и столько гастролировать по разным городам России и мира? Секрет в том, что с помощью тренингов я обучаю актёров работать с энергией, излучать и одновременно получать её от зрителей. Эти волны энергии создают особую атмосферу театра «У Моста» – своего рода Мост между зрителем и актёрами. А главное, у нас работают люди, которые бесконечно любят театр. У нас уникальный театр – театр-Дом. Единственный в мире. Мы много ездим, нигде такого не видели. Более того, это театр-храм, поскольку мы здесь не работаем, а служим.
Вы называете свой театр мистическим, это редкий театральный статус, но что под этим подразумевается? Мистика бывает разной, наличие четвёртого измерения недоказуемо, скептики, возможно, фыркнут насчёт цирка и фокусов. Но всегда после ваших спектаклей присутствует чувство глубокого прикосновения к свету, и получается, что ваш театр «патронируют» светлые силы. Так ли это?
С.Ф. Для меня в спектакле обязательно должен быть свет. Все мои спектакли, даже трагические, всегда содержат этот свет, вызывают катарсис у зрителей. Думаю, что все мои спектакли – про любовь. Во всём, что я делаю, в любом спектакле, любовь является главной силой. Если говорить о мистике, то меня всегда интересовали паранормальные явления. Ещё в детстве стал замечать, что вокруг меня существуют какие-то неведомые силы. Когда учился в институте, пришёл к мысли, что нужно обязательно поставить спектакли по произведениям всех русских мистических писателей: Гоголя, Булгакова, Достоевского, Сологуба, Салтыкова-Щедрина, а позднее и иностранных – Шекспира и Кафки.
С первой постановки «Панночки» журналисты прозвали «У Моста» первым в мире мистическим театром! Нет ни одного театра в мире, где бы творились такие же чудеса! Нет такого театра, где бы поставили всего Гоголя. У нас идут спектакли «Дракула» и «Франкенштейн», считается, что их невозможно поставить в театре. Но мы смогли это сделать! Мы умеем так напугать зрителя, что многие говорят, такого страха не испытывали никогда! Магическая атмосфера так затягивает зрителя, что они сидят, как загипнотизированные. И в тот момент, когда ведьма неожиданно вылетает из-за ворот, женщины в зале визжат от ужаса и хватают за руки рядом сидящих мужей. А они никак не ожидают нападения в темноте и начинают дико кричать, а следом за ними и весь зал. А артисты в свою очередь пугаются этого рёва и играют ещё страшнее.
В жизни мистические события и совпадения случаются со мной постоянно. Например, перед первым фестивалем МакДонаха мы готовили переиздание ирландской книги Патрика Лонергана «Театр и фильмы Мартина МакДонаха». Она была издана только в Англии, а мы получили право перевести и выпустить её в России. За месяц до фестиваля я приезжаю в Ирландию, встречаюсь с Патриком, обговариваем какие-то детали по книге. Иду по городу Голуэй, и встречаю Мартина МакДонаха, который выходит из паба. Я ему говорю: «Мартин, привет!» Он мне: «Привет, а ты кто?» «Я Сергей Федотов…» «А-а, театр «У Моста», Пермь, фестиваль!» И он сказал, что смотрел мои спектакли на видео и ему очень понравилось, пообещал приехать, но пока не получилось. Этот случай ещё раз подтверждает, что мистика постоянно рядом со мной. МакДонах родился и живет в Лондоне, родители у него ирландцы, которые несколько лет спустя вернулись на историческую родину, в Голуэй. И он буквально раз в год на пару дней прилетает навестить родителей и своих ирландских артистов. Так и я прилетел в Ирландию в тот же день и совершенно случайно оказался в этот момент рядом с этим пабом. Пройди я там секундой раньше или секундой позже – и мы бы никогда не встретились. Это мистика!
Сейчас имя ирландского драматурга Мартина МакДонаха является культовым в России. Но его российскому зрителю открыли вы, ваш театр. Первым в 2004 году вы поставили «Сиротливый Запад», а «Калека с Инишмана» получил «Золотую маску» в 2010. Расскажите, как это получилось? С чего всё началось? Почему МакДонах «выбрал» именно Пермский театр «У Моста», чтобы прийти в Россию? Сколько сейчас спектаклей МакДонаха в репертуаре театра?
С.Ф. Первый спектакль «Сиротливый запад» по пьесе МакДонаха я увидел в Чехии в 2004 году. Я сразу понял, что МакДонах – гений. Он именно тот автор, которого я искал всю жизнь. Его персонажи невероятны, его истории потрясают. В конце спектакля испытываешь катарсис, который долго тебя не отпускает. Именно тогда я понял, что должен немедленно поставить эту пьесу. Каким-то чудом удалось заполучить экземпляр пьесы на чешском языке. Пока ехал в Россию, перевел текст с чешского на русский, а уже в феврале 2004 года мы выпустили в Перми премьерный спектакль. Это была первая в России постановка по МакДонаху. Наш спектакль стал настоящей театральной бомбой, нас окрестили первооткрывателями, и после этого все стали ставить МакДонаха. В России сейчас идет более 200 постановок по МакДонаху, но театральная критика пишет, что никто до сих пор не поставил его лучше театра «У Моста». В творчестве МакДонаха много мистики. Это позволило нам подобрать свой особый, уникальный ключ к его пьесам. Я много езжу и много видел постановок по МакДонаху и мне очень досадно, что практически никто не может воплотить на сцене атмосферу и стилистику пьес этого гениального драматурга. В 2014 году я понял, наступило время собрать самые лучшие российские и зарубежные спектакли в Перми, что театр «У Моста» созрел для проведения Международного фестиваля. Мы провели уже четыре фестиваля, и каждый раз я все больше укрепляюсь в мысли, что, видимо, мы единственные в своем роде, кому удалось подобрать ключ к уникальным образам героев этого ирландца. Театр «У Моста» – единственный театр в мире, на сцене которого поставлены восемь пьес МакДонаха.
Театр «У Моста» авторский или командный? Насколько важна сильная рука художественного руководителя и нужна ли она в театре? Как и где вы находите «своих» актёров?
С.Ф. Очень много желающих из самых разных мест страны, услышав об интересном авторском театре, приезжают в Пермь попробоваться. Я даю шанс каждому. Беру их в стажёрскую группу. Только в работе можно понять, насколько у человека глубокое нутро, насколько он может быть бойцом. Актёр должен быть бойцом! Ежедневно для актеров проводятся тренинги: вокал, речь, пластика, йога, сценический бой… Тренинги и специальные занятия помогают актёрам развивать профессиональные и личностные качества. Служение театру требует от человека жертвенности. Кто-то не выдерживает такого напряженного графика. Во многих театрах актёры работают несколько дней в неделю, а если не заняты в спектаклях, вообще могут не приходить на работу. Но это не про наш театр. У нас все артисты работают шесть дней в неделю с одним выходным в понедельник. В нашем театре всем руководит режиссёр, «умирающий» в артисте, но реализующий через артиста свои замыслы. Когда я работаю с артистами, не загоняю их в рамки какой-то определенной концепции. Мне интересно шаманить и сочинять вместе с ними. В результате совместной работы рождается что-то совершенно новое, о чем мы даже не задумывались в начале репетиции! Но главное – в нашем театре железная дисциплина, и в этом случае я, конечно, театральный диктатор.
На что похоже создание спектакля в вашем театре с учётом его «мистичности»? На чью систему вы опираетесь, Константина Станиславского или Михаила Чехова?
С.Ф. У меня свой уникальный метод работы, который я собирал от разных режиссёров. Среди них можно назвать Анатолия Эфроса, Ежи Гротовского. Когда учился в институте, вышла книга Михаила Чехова о технике актёра. Прочитав её, я понял, что это мой метод. Чехов говорил о том, что главной в спектакле является атмосфера, которая исходит от артистов, а зрители на спектакле должны окунаться в эту атмосферу, как в гипноз. У Чехова ещё много тем, которые мне близки. Например, создание характера, образа: актёру нельзя играть себя, нужно обязательно создавать другого человека, совершенно не похожего на тебя. В театре «У Моста» мы развиваем лучшие традиции русского психологического театра. Конечно, всё начинается с системы Станиславского, это основа. Но мой режиссёрский стиль дополняет эту основу гротеском, магией и мистикой. Во всех спектаклях я создаю очень жёсткий режиссёрский рисунок.
Вы всегда выходите на сцену перед началом спектакля, и тем самым создаётся впечатление вашей неразрывной связи-пуповины с актёрами и спектаклем в любое время, в любом месте. Вся ли ваша жизнь – это театр, есть ли в ней место ещё для чего-то, например хобби, спорту или иным увлечениям?
С.Ф. Даже если я не в театре, мозг мой работает непрерывно – и днем, и ночью я думаю о новых постановках. Этот процесс невозможно «выключить». Во сне я тоже репетирую, придумываю и сочиняю новые спектакли. Выдерживать такой нечеловеческий ритм мне помогает моя уникальная система тренинга на основе системы Михаила Чехова. Я умею черпать энергию из космоса, быстро восстанавливать силы и делать вещи, невозможные для других людей. Близкие люди отмечают, что я обладаю невероятной трудоспособностью.
Сергей Павлович, недавно у вас прошёл юбилей – примите наши теплые и нежные поздравления! И, конечно же, сакраментальный вопрос о планах на будущее? Они есть?
С.Ф. В театре «У Моста» творческий процесс не замирает ни на секунду. Сейчас идут репетиции двух спектаклей: я работаю с актёрами над спектаклем «Гроза» по пьесе Александра Островского, а режиссёр Виктория Серкульская репетирует сказ «Про Федота-стрельца» Леонида Филатова. Очень скоро театр приступит к репетиции рок-баллады «Портрет Дориана Грея» по роману Оскара Уайльда. Это будет уже четвёртая совместная работа театра «У Моста» и московского режиссёра Аллы Чепиноги.
В планах поставить спектакли по трем произведениям Фёдора Достоевского: «Братья Карамазовы», «Бесы» и «Игрок». В прошлом году со спектаклем «Идиот» мы приняли участие в Международном фестивале Достоевского в Великом Новгороде. Я побывал в доме-музее Достоевского в Старой Руссе. Это потрясающее место с сильнейшей энергетикой, которой я напитался и которая мне должна помочь в работе над спектаклями по произведениям великого классика.
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
Если напиток, то – сбитень.
Если кино, то – «Амаркорд» Феллини.
Если книга, то – «Мастер и Маргарита».
Если театр, то – театр Эфроса.