23.06.2018
Семейные саги Сергея Федотова. Часть 2. О премьерах в Пермском театре «У Моста»
- Главная »
- Пресса »
- 2018 »
- Семейные саги Сергея Федотова. Часть 2. О премьерах в Пермском театре «У Моста»
«Не псы дом хранят, мы его храним». – М. Горький. «Васса Железнова» (Первый вариант).
Одним из главных событий недавнего Международного театрального фестиваля «Мелиховская весна-2018» стало участие в нем прославленного Пермского театра «У Моста», основателем и художественным руководителем которого является известный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Сергей Федотов. В Мелихове был показан его спектакль «Васса» (ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ) по пьесе М. Горького, который стал частью семейной дилогии, состоящей из двух самых «свежих» спектаклей этого театра. О «Головлевых» по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина мы недавно рассказали на нашем сайте.
Сегодня речь пойдет о спектакле «Васса», премьера которого в Перми состоялась раньше «Головлевых», но, следуя хронологии исторического развития России, как бы является второй частью дилогии и продолжает исследование проблем, затронутых в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Глава 2. МАТЬ
Пусть читатель не удивляется названию этой главы, Дело в том, что пьеса М. Горького в первом ее варианте имела именно такой подзаголовок, который позже стал названием известного пролетарского романа писателя. И этот подзаголовок в данном случае абсолютно оправдан, т.к. главная фигура пьесы – именно мать по имени Васса Петровна Железнова с ее проблемами, заботами и грехами. И только во вторую очередь эта пьеса – о жесткой и прагматичной «business-woman», живущей во времена становления капитализма в России и всеми силами старающейся этому времени соответствовать. Недаром сам Максим Горький в конце августа – начале сентября 1910 года отправил одному из редакторов журнала «Современник» заметку: «Написал пьесу о матери». Судя по всему, так же считает и Сергей Федотов, который называет два своих спектакля дилогией о матерях.
Напомню читателю, что обеих матерей в этой дилогии играет одна и та же блистательная актриса Марина Шилова, которая вместе с режиссером составила из двух своих театральных образов единый диптих, волей-неволей заставляющий их сравнивать, находить общие корни и мотивы их поступков. Связаны оба спектакля и своей темой: в том и в другом речь идет о духовном обнищании людей и разрушении семейных уз. И в том, и в другом в основе гибели семьи и людей лежат неуемная страсть к деньгам. И, наконец, в обоих спектаклях все герои истово молятся Богу, забывая заповедь Христа: «Не можете служить Богу и мамоне»! Об этом буквально вопиют сценические сочинения Сергея Федотова, который старается достучаться до нас – сегодняшних – и предупредить о возможной катастрофе.
Между тем, при всей схожести проблем спектакли этой дилогии в значительной степени отличаются друг от друга, как в изобразительном плане, так и по сюжетной линии. Сергей Федотов, как сценограф, очень тонко уловил специфику внешних признаков жилищ, в которых живут герои его спектаклей. В «Головлевых» это типично помещичий просторный дом («во вкусе умной старины») с большой горницей и дверями, ведущими в другие комнаты и сени, несколькими портретами на задней стене и громадным иконостасом почти на авансцене. Дом Железновых тоже старинный и построен, как говорится, «на века». Но он более компактный, функциональный, чуточку «европезированный». Здесь все продумано до мелочей: в гостиной – большой стол для трапез и общих семейных бесед, слева – рабочий стол Вассы Петровны, в углу – киот с иконами, но в нише, как говорится, не напоказ. Слева – окошко, в которое иногда заглядывает солнце, за дверью и стеклянной стенкой – длинный коридор, на стенах которого так же , как и в доме Головлевых, развешены картины и фотографии, но не только родственников, а разных знаменитых и, скорее всего, богатых людей. Эта стена как бы разделяет два мира: реальный, бытовой и потусторонний, мистический. В одном озлобленные люди будут спорить, скандалить, драться, замышлять и творить злодеяния, а в другом - уходить из жизни, а потом в образе привидений появляться в стеклянных проемах, скорбно наблюдая за живыми. Но если в «Головлевых» души усопших почти материальны и, оказываясь в гуще событий, даже стараются каким-то образом воздействовать на происходящее, то в «Вассе» они призрачны и почти бесплотны... Без сомнения, сценографическое решение С. Федотова в «Вассе», равно как и в «Головлевых», представляет собой самостоятельную художественную ценность. Уверен, что на эту его творческую ипостась, безусловно, оказало влияние то, что он является потомком знаменитого русского художника Павла Андреевича Федотова!
Под стать сценографическому решению «Вассы» оказывается атмосфера, в которую Федотов погружает зрителей. Он вообще – мастер создания «ауры» своих спектаклей, иногда даже кажется, что в них можно было бы обойтись без текста, поскольку зритель воспринимает происходящее на уровне биотоков. Поэтому здесь возможны и даже необходимы большие «мхатовские» паузы, которые лишь продвигают действие в нужном направлении и даже повышают его напряжение. Поэтому же здесь вполне оправданны статические мизансцены, заставляющие зрителя внимать произносимому тексту с еще большим вниманием. Атмосфера этого дома с привидениями и крысами поистине удушающая, вязкая и трагическая. В отличие от «Головлевых» в «Вассе» нерв происходящего предельно обнажен. Здесь все обитатели находятся в состоянии тревожного ожидания неминуемой трагедии, даже если иногда и позволяют себе ослабить «пружину» и немного побалагурить. И каждое новое злодеяние, учиняемое в этом доме, усугубляет страшную атмосферу. Если в «Головлевых» череда смертей героев вызывает у их ближних хоть какое-то подобие сочувствия, то в «Вассе» убийства совершаются холодно, расчетливо и, как бы ни было страшно об этом говорить, ради общего блага семьи! Поэтому после смертей здесь не ждешь слез или хотя бы печальных, тяжелых вздохов. Время не то, на дворе капитализм: «надо дело делать, господа!» И опять, как в «Головлевых», ты понимаешь, что Федотов безо всякого назидания и менторских сентенций ставит перед нами шекспировское зеркало, в котором мы «себя увидим насквозь». И что-то ёкнет у тебя внутри и тебя поразит мысль, что в суете деловых будней тебе порой становится неуютно от сообщений о жертвах катастроф, несчастных беженцах или погорельцах. И ты относишься к ним, как к чему-то привычному и далекому, не имеющему к тебе непосредственного отношения.
Если говорить о сугубо театральной стороне вопроса, то нельзя не отметить, что «Васса» – это на редкость динамичный спектакль с точно рассчитанными темпоритмами, паузами, голосовой и музыкальной партитурой. Музыки в спектакле не много, но она очень содержательная, насыщенная и емкая. Здесь, как бы парадоксально это ни звучало, даже тишина становится музыкальной. Изумительно режиссерски разобраны и простроены, а потом воплощены блестящими пермскими артистами все без исключения роли. Уже не раз говорилось и писалось, что театр Сергея Федотова – это высочайшая степень развития русского психологического театра, особая ступень в познании категории, называемой жизнью человеческого духа.
Иногда ты настолько погружаешься в происходящее на сцене, что оно представляется тебе даже не театром в привычном понимании, а некоей созданной Мастером не бытовой реальностью. И это, прежде всего, обусловливается особым способом жизни на сцене артистов театра «У Моста», которое нельзя назвать обычным перевоплощением. Скорее всего, это некое мистическое превращение или обращение актеров в своих героев.
На первый взгляд проста, незатейлива и даже заурядна дальняя родственница Железновых Дунечка в исполнении Софии Шустовой. Но сколько в этой подвижной девушке наблюдательности, ума, цепкого внимания к происходящему, дипломатии, умения подладиться к хозяйке дома! Интересный, тонкий, разноплановый, острохарактерный образ Натальи – жены сына Вассы Семена – создает Екатерина Пономарева. На первый взгляд забитая, наряженная в черное длинное платье и платок – почти монашеский клобук, она всем своим видом выказывает покорность, услужливость и подобострастность и изображает из себя высоконравственную и рассудительную женщину, внушающую окружающим праведный образ мыслей и поступков.
Но когда вдруг начинает «пахнуть жареным», от ее благостности не остается и следа. Наталья в мановение ока превращается в едкую, агрессивную и требовательную, скандальную и скаредную бабу, стремящуюся урвать свой кусок с «барского стола». Но как только выясняется, что урвать не получится, она опять влезает в свой «клобук» и склоняется в льстивом поклоне перед Вассой. Необыкновенно харизматичен деверь Вассы Прохор Железнов в исполнении Александра Шаманова. Вечно озлобленный, типичный купчина-хам без царя в голове, поместивший денежки в дело брата и «стригущий» с них проценты, он ведет себя в доме Вассы как зарвавшийся хозяйчик, позволяя себе не только хамить окружающим, но даже развратничать с женой племянника! И в финале заслуживший страшное возмездие за свои окаянства!
Замечательно играет сына Вассы Павла Ильназ Яруллин. Он, как и многие в этом доме, тоже озлоблен. Но его озлобление вполне объяснимо. Кажется, что все земные несчастья обрушились на голову этого убогого, всеми ненавидимого и даже презираемого своей женой горбуна. Мечется он по дому, как зверь в клетке, пытается вырваться из нее, но «добрые» близкие люди во главе с матерью загоняют его в ловушку. Надо сказать, что актер играет своего несчастного героя с хорошим чувством меры, не кликушествует, не педалирует его убожество. Его Павел старается воевать, противостоять напастям, но обрести свободу ему не суждено. И в последний момент он бросается к матери и жене, ожидая хоть какого-то сочувствия, но не получает его. И ты, сопереживая ему, понимаешь, что его жизнь не может не окончиться трагически...
Полная противоположность Павлу другой сын Вассы Семен (Егор Дроздов) – наглый и вальяжный прожигатель жизни. В одном лишь они с Павлом схожи: ни тот, ни другой не хотят продолжить дело, которое поднимали и развивали родители. Но мечтают о шальных деньгах: каждый хочет вытянуть свою долю капитала после смерти отца и вырваться из цепких лап крутой мамаши. Егор Дроздов блестяще играет этакого самодовольного и малодушного «вруна, болтуна и хохотуна» с абсолютно пустыми глазами, в которых ты видишь только рефлексы да неистребимое желание реализовать свою давнюю мечту о покупке ювелирной лавки. Поэтому он то и дело перекликается со своей супругой условным протяжным «Ю-ю-ю-ю...», что порой приводит в недоумение его нервную мамашу. Мне уже не раз приходилось видеть Егора в спектаклях театра «У Моста» в совершенно разных ролях. И могу сказать, что этот превосходный артист – один из тех, кто, может быть, в наибольшей степени овладел преподанной Сергеем Федотовым наукой мистического превращения в своих персонажей.
Страшен и порой даже жуток «серый кардинал» дома, управляющий Михайло Васильев. Судя по всему, Андрею Воробьеву с его несколько инфернальной внешностью и психофизикой на роду написано играть загадочных и мистических личностей. Даже в «Трех сестрах» его Андрея Прозорова, склонного к необдуманным и импульсивным поступкам, буквально сжигает внутренний дьявольский огонь, глаза горят каким-то неугасимым блеском. Не говоря уже о Хоме Бруте или Иудушке Головлеве. В данном случае практически все преступления, творимые в доме, задумывает, а порой и исполняет с молчаливого согласия Вассы именно Михайло! Для этого человека не существует нравственных барьеров, он даже дочь свою Людмилу, ничтоже сумняшеся, выдает замуж за вызывающего у нее омерзение горбуна Павла. Смотря спектакль, я поймал себя на мысли, что у Михайло, наверное, как у чеховского Соленого, руки пахнут трупом...
Пожалуй, самая трагическая фигура в этом спектакле – горничная Липа, которую поразительно и пронзительно играет молодая актриса Анастасия Кузьмина. Даже тот, кто никогда не читал и не видел «Вассу», с первых же минут появления на сцене Липы понимает: она не жилица на этом свете! Хотя эта молодая прелестная, светящаяся благородством и умом женщина сразу вызывает в тебе симпатию и нежность, ты почти физически ощущаешь, что каждая клеточка ее изможденной души буквально вопиет от неизбывного горя! Тайна раскрывается быстро: ты узнаешь, что она – детоубийца, которая прижила и потом удавила ребенка от Павла. И хотя сделать это ее заставили Васса и Михайло, она теперь оказывается в полной их власти. На нее кричат, ее унижают и даже бьют. Несмотря на ее мольбы, Липу не отпускают из дома. И когда она понимает, что в железновском аду жизни ей не будет, она кончает самоубийством. Трудно сдержать содрогания и слезы в страшной сцене, когда Липа с распущенными волосами в белой ночной сорочке повисает в том самом зловещем «потустороннем» коридоре. А потом скорбно наблюдает из-за стекла за злодеяниями, продолжающимися твориться в доме...
Яркая, взрывная жена Павла Людмила актрисы Марии Новиченко играет какую-то свою загадочную, известную только ей роль. Определить ее суть очень сложно, она многопланова и неуловима. Независимая, чуточку надменная, эта роскошная женщина может предстать перед окружающими то забубенной гулякой, то проникновенно и почти по-дружески заговорить с дочерью Вассы Анной, то вдруг вместе с хозяйкой заняться цветочками в саду... Иногда возникает впечатление, что она специально лезет на рожон, чтобы досадить своему уроду-муженьку и всей семейке. Есть в облике этой пронзительно рыжей красавицы с хитрым взором и вызывающими повадками что-то дикое, ведьминское. (Недаром Сергей Федотов доверил ей роль Панночки в «Вие»!) И очень редко в ней прорывается ее настоящее человеческое и женское нутро. Например, буря чувств проносится в ее сердце в сцене, когда Павел просит ее «из милости» поцеловать его на прощание. В ее глазах – и радость обретенной свободы, и осознание греховности происходящего, и сострадание несчастному мужу, и даже какая-то затаенная нежность к нему. А в финале спектакля из ее уст вдруг вырывается фраза, которая в полной мере характеризует странность и амбивалентность ее натуры: «Господи, в доме покойник, горе... а – ничего не чувствую!.. Мамаша, какая вы для меня волшебная!» И Людмила льнет к Вассе, как к настоящей матери. Хотя до последнего мгновения ты сомневаешься в искренности чувств, которые она испытывает к хозяйке. Во всяком случае, затуманенный и немного шальной взор Людмилы в последней сцене не сулит ничего хорошего ни той, ни другой.
Еще более загадочна и неуловима дочь Вассы Анна в блистательном исполнении Виктории Проскуриной. Она тоже из ведьминской породы, но в отличие от Людмилы более вкрадчива, осторожна, хитра и чрезвычайно умна. (Не могу не сообщить, что в спектакле С. Федотова «Мастер и Маргарита» актриса играет Маргариту!) В. Проскурина обладает изумительной внешностью и пластикой: такое впечатление, что ее Анна не входит в дом, а мистическим образом возникает в нем. А потом не просто ходит, а скользит. Особая статья – это поразительные глаза актрисы. Иногда кажется, что они порой говорят о ее героине гораздо больше, чем текст. Возникает впечатление, что в характере Анны все уравновешено, все в меру: внимательность, мягкость, строгость, остроумие, рассудительность. И цинична она тоже в меру: рожает детей не от больного мужа, а от здорового любовника. Но, при этом никто, кроме матери, об этом не догадывается, и Анна сохраняет видимость добропорядочности.
Ясно, что она приезжает к Вассе за деньгами, но, видя, что творится в доме, понимает, что без нее здесь все пойдет прахом. Так же, как и Людмила, она в финале остается рядом с матерью. Но ты понимаешь, что вскоре власть в доме, накопленный капитал и общее дело перейдет именно к ней – сильной и решительной. И она сама это прекрасно понимает, особенно после того, как у Вассы обнаруживаются первые признаки душевного расстройства. Сильнейшее впечатление производят двойные сцены Анны и Людмилы, которые становятся некоей иллюстрацией известного закона диалектики о единстве и борьбе противоположностей. Ты с живейшим интересом стараешься домыслить, дофантазировать за Горького то, как сложится судьба Анны. Вырастет ли из нее вторая Васса – жесткая и непримиримая к окружающим? Подавит ли она своей волей детей? Неизвестно. Ясно лишь то, что такую Анну, какой ее играет дивная актриса Виктория Проскурина, не сломят никакие катаклизмы. Даже несчастье, которое случится в октябре 1917-го...
В «Вассе» в отличие от первой части федотовской «семейной эпопеи» – «Головлевых» – нет благородных людей с чистыми душами. Здесь каждый, что называется, себе на уме, у каждого свой интерес, прежде всего, денежный. Деньги определяют смысл их бытия. И все же в тебе просыпается сочувствие к этим падшим душам. Потому что у каждого из них есть какая-то своя правда, боль, трагедия, любовь и ненависть. Сочувствуешь ты даже «волку» в человеческом обличии – Прохору, который после убийства будет неприкаянно бродить по дому в образе привидения. И, конечно, сильные чувства вызывает в тебе заглавная героиня – Васса Борисовна Железнова, которую пронзительно играет выдающаяся русская актриса Марина Шилова. В отличие от своей героини в «Головлевых» Васса – это подтянутая, симпатичная моложавая женщина, такая, какой должна быть современная «бизнес-леди». Она тверда, непреклонна и не станет, подобно шекспировскому Лиру и Арине Петровне Головлевой, разбазаривать свой капитал и раздавать его по частям детям. Наоборот: ее главная задача – сохранить дом и накопленное добро и собрать в единый кулак общее дело.
В этом проявляется ее материнский инстинкт, забота о детях и внуках. Но она понимает, что вокруг нее живут люди, которые способны лишь к разрушению. Этим и объясняется ее жестокость и холодная непримиримость. Одна надежда на дочь Анну и на Людмилу, которая становится как бы ее второй дочерью. Хотя и их она не будет лелеять и, подобно Арине Петровне, лить слезы и ласкать на своих коленях. Васса, как героиня «Головлевых» не будет причитать и риторически вопрошать: «И для кого я всю эту прорву коплю! Для кого припасаю! Ночей недосыпаю, куска недоедаю... для кого!?" Для нее ответ на этот вопрос однозначен: «Все копеечку-то собираю, и для кого? Для детей!» Хотя бы поэтому она достойна если не сочувствия, то понимания: она – мать, и этим объясняется все! Но, при этом, она «ломает хребты» своим детям, не оставляя возможности жить так, как им хочется. И подавляет любую попытку к инакомыслию. И, скорее всего, искренне считает, что иначе нельзя, оправдывая свои грехи общим благом семьи. В самом деле: не «поспособствуешь» смерти мужа, неизвестно, как повернется дело с завещанием. Не доведешь до белого каления, а потом – и до смерти от «кондрашки» (хотя и чужими руками) деверя, он вынет деньги из общего дела и уедет восвояси в Москву. Не сплавишь горбуна-сына в монастырь, он тоже захочет отрезать свой кусок пирога! Ну, а то, что вешается Липа, то это ее проблемы. Нельзя быть такой слюнтяйкой. И т.д. Грех на грехе, так что одним больше, одним меньше, не все ли равно?! Тут уж не до рассуждений о слезе ребенка... Такова Васса.
Но есть в ее жизни новая цель – вывести в люди внуков – детей Анны. Доведется ли? Бог ведает... «Дочери мои, много на мне зла. Много греха. Хоть и против никудышных людей, а жалко их, когда одолеешь! Вы меня любите хоть чуть-чуть. Много мне не надо. Ведь человек же я...» – говорит Васса Людмиле и Анне в трагическом финале спектакля с полными от слез глазами. Будут ли они любить ее «хоть чуть-чуть?» Жизнь покажет. Пока лишь ясно одно: Вассе придется смириться с существованием в мрачном доме, где шуршат крысы, а в коридоре бродят неприкаянные убиенные ею люди, превратившиеся в привидений. И теперь ей постоянно будут мерещиться какие-то странные и страшные звуки. И не знавать ей покоя никогда!
***
Первой актрисой, сыгравшей Вассу Железнову на сцене, стала великая Фаина Георгиевна Раневская. «Хорошо помню мое первое впечатление от пьесы. Я была потрясена силой горьковского гения, – писала Раневская. – А сама Васса внушала мне и чувство сострадания, и ужас, и даже омерзение, но, пожалуй, над всем превалировало сострадание. Образ Вассы неотразимо привлекал меня своей трагической силой...» Подобные чувства не оставляют и автора этих строк спустя месяц после показанного в Мелихове спектакля театра «У Моста». И я ловлю себя на мысли, что хотел бы еще и еще раз увидеть его, насытиться гениальной пьесой М. Горького и потрясающим мастерством Сергея Федотова и его подопечных.
Павел Подкладов, театральный критик, журналист
Издательство «Подмосковье без политики»