Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

19.12.2024

Секрет долголетия «Дракулы» на сцене театра «У Моста»

Спектакль «Дракула» по роману Брэма Стокера, который впервые увидел свет на сцене театра «У Моста» в 2007 году, до сих пор продолжает пленять зрителя своей многослойностью и злободневными темами, затронутыми в нём. В чём же секрет долголетия и популярности постановки?

Это не просто качественная хоррор-история. Спектакль, словно сложный ковёр, вплетает в себя богатство человеческих страстей, пучину мрачных тайн и соблазнительных ужасов, тёмные глубины страха и искушения.

Режиссёр Сергей Федотов не стремится «осовременить» роман, написанный в конце XIX века, перенеся действие в наши дни, чтобы сделать его более актуальным для сегодняшней публики, как это делают многие его коллеги. Напротив, он с уважением сохраняет дух оригинала, предоставляя зрителям возможность самим задуматься о том, как классика перекликается с ныне существующими проблемами. В эпоху глобализации и технологий, когда традиционные ценности подвергаются сомнению, спектакль задаёт важные вопросы о природе зла и добродетели, желания и страха. Современные конфликты, такие как борьба с предрассудками, значимость личной свободы и внутренние демоны, делают сюжет, разворачивающийся на рубеже XIX-XX веков, живым и резонирующим с сегодняшним днём. На фоне современных страхов, связанных с властью, сексуальностью и смертью, история о графе Дракуле обретает глубокую символику, позволяя каждому зрителю находить в ней нечто сокровенное и личное.

Один из центральных мотивов спектакля – борьба между добром и злом внутри самого человека. Это универсальная тема, которая всегда будет актуальна, так как она касается вечных вопросов морали и выбора.

Режиссёр и актёры сумели создать глубокие и многослойные характеры персонажей, что делает их живыми и понятными. В современном мире, где часто преобладают шаблонные образы героев и злодеев, это качество становится особенно ценным.

Дракула в режиссёрской интерпретации Сергея Федотова предстаёт не просто как хрестоматийный злодей. В романе Стокера он изображен как абсолютное зло, мечтающее поработить мир, однако в трактовке театра «У Моста» это глубоко страдающий человек. Глядя на него, почти физически ощущаешь, что он истощён от бесконечного одиночества. Его душа терзается воспоминаниями о возлюбленной, а стремление вернуть утраченную любовь становится его единственным желанием.

Дракула искренне влюблён в Мину и не желает ей зла – скорее, напротив, он всячески оберегает её. Стремясь подарить ей бессмертие, которое сам носит как бремя, он мучительно пытается также и оградить её от этого. Дракула оказывается не только охотником, но и жертвой собственных мечтаний, что делает его персонаж объёмным и неоднозначным. Это, в свою очередь, зарождает удивительный отклик в сердцах зрителей, которые начинают искренне сочувствовать ему.

Главный противник Дракулы – эксцентричный профессор-метафизик, доктор Абрахам Ван Хельсинг – фигура не менее сложная и противоречивая, чем сам граф. Он не просто охотник на вампиров, но и символ уникального пересечения рационального и сверхъестественного. Ван Хельсинг, обладая глубокими знаниями в области фольклора, медицины и оккультных практик, выступает как мост между миром обычной жизни и мрачной реальностью, в которой царствует Дракула.

Как и Дракула, Ван Хельсинг – азартный охотник, не брезгующий любыми средствами для достижения цели. Только, специализируясь на вампирах, он истребляет зло, превращая свою борьбу с ним в священный акт. В этом сражении на грани светлого и тёмного Ван Хельсинг воспринимается не только как антагонист Дракулы, но и как выразитель внутреннего конфликта, определяющего всю природу человеческой борьбы между светом и тьмой.

Не менее сложными в спектакле являются и женские образы, и особенно, конечно, Мина. Мина, как центральная фигура среди женских персонажей, воплощает в себе множество контрастов: она одновременно является оплотом консерватизма старой Англии и выразителем стремительно разрастающейся в начале XX столетия женской эмансипации. В ней заключён конфликт между старым и новым, между традицией и прогрессом, что делает её образ актуальным и сегодня, вновь поднимая вопросы о роли и личной свободе женщины в современном обществе. Её отношения с мужем Джонатаном, демонстрирующие идеал любви, сталкиваются с тёмной притягательностью Дракулы, показывая, насколько хрупка граница между любовью и одержимостью. Эти аспекты делают Мину не только центральной женской фигурой, но и символом вечной борьбы за свободу выбора личности.

Вообще все актёры, задействованные в спектакле, оживляют своих персонажей, даря им новую жизнь и актуальность, а режиссёр мастерски создаёт атмосферу таинственности и напряжения, погружая зрителей в вихрь эмоций.

Этому способствуют и удивительная сценография, и множество зрелищных трюков, позволяющие визуализировать ужас и красоту, заложенные в тексте. Великолепные сценические решения и изысканные световые эффекты создают незабываемую атмосферу, погружающую зрителей в мир глубочайших эмоций и чувств. Эти элементы, соединяясь воедино, возводят спектакль на новые высоты, превращая каждую сцену в живописный холст, где тени и свет переплетаются, отражая внутренние противоречия персонажей. Тщательно продуманные детали – от мигающих люстр до живущих собственной жизнью открывающихся и закрывающихся дверей – всё это служит сердцем спектакля, наполняя его энергией и живостью.

В музыкальном оформлении, как и в свете, заключена волшебная сила, способная соприкоснуться с самыми потайными уголками человеческой души, вызывая волнение и восторг.

Секрет долголетия и популярности «Дракулы» на сцене театра «У Моста» определяется, на мой взгляд, всеми вышеперечисленными факторами. Но есть и ещё один, не менее важный.

Любое произведение искусства невозможно рассматривать вне его социального контекста. Так, роман Стокера не просто отражает тревоги консервативного обывателя конца XIX века; он служит универсальной моделью общества, погружённого в смятение и неуверенность в эпоху перемен. Возможно, именно поэтому спектакль, вдохновлённый этим произведением, сохраняет свою актуальность и резонирует с современными зрителями. Он напоминает нам о том, что человеческие страхи и моральный выбор остаются неизменными, независимо от времени. Каждое новое поколение сталкивается с вызовами, которые требуют мужества и понимания.

Спектакль, благодаря своей универсальности, становится не только историей о вампирах, но и своеобразным зеркалом нашего времени, позволяя нам погрузиться в глубокое философское размышление о человеческой сущности, исследуя грани света и тьмы, присущие каждому из нас.

 

Павел Гурд