Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

18.06.2020

Сберечь в себе человека

«В городах обитают мещане, которые упражняются в ремёслах, в торговле, в художествах и науках… и от которых государство много добра ожидает», – Екатерина II.

«Мещанин –  горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат также ремесленники, не записанные в купечество», – Владимир Даль.

«Смеясь жестоко над собратом

Писаки русские толпой

Меня зовут аристократом.

Смотри, пожалуй, вздор какой!

Не офицер я, не асессор,

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор;

Я просто русский мещанин.»

А.С. Пушкин, «Моя родословная»

Премьера полноценного трехчасового спектакля «Мещане» по одноимённой пьесе Максима Горького, поставленная в режиме «самоизоляции» театром «У Моста» потрясает. Смотришь и не веришь, что вся сложнейшая работа по взаимодействию актёров с ярким, образным, самобытным словом великого писателя, сегодня незаслуженно забытого, прошла онлайн. Редкая сыгранность актёрского ансамбля! Все герои полнокровные, живые, страстные, горячие, со своей правдой. Горьковское слово звучит так, словно написано сегодня на злобу дня. Режиссёр Сергей Федотов, умеющий слышать время и автора, прочёл историю мещан Бессеменовых как историю семьи добропорядочных горожан, в которой рушатся вековые духовные традиции и ценности. Она выходит на первый план в спектакле. Более современной темы найти сегодня сложно, если учесть, что вопрос семейный выносится на государственный уровень, достаточно посмотреть на поправки в Конституцию. И от осознания того, что традиционные ценности нуждаются в защите, становится страшно.

Точна сценография спектакля – старый дом, в котором холодно, хотя топится регулярно. Он требует ремонта, как и его основатели, мещане старики Бессеменовы. Дом с вековой дубовой мебелью, деревянной лестницей, ведущей в комнаты жильцов. Дом старый, как стары его основатели. Окна со светлыми занавесками. Старый буфет и пианино. Центр всех событий – большой стол с резными ножками, покрытый праздничной скатертью, с торжественной белой посудой и горячим самоваром, – место семейных баталий и примирения. Место исповеди и проповеди, протеста и бунтарства, но и место смирения и защиты, надежды и любви. Во главе стола бьётся за счастье своей семьи Бессеменов (Валерий Митин). Худой, жилистый, всегда в работе, знающий цену копейке, он мучительно страдает от осознания, что рушится то единство, за которое он отдал свою жизнь. Он не может спокойно смотреть на отсутствие уважения к себе и жене как со стороны сына Петра (Василий Скиданов), так и приёмного сына Нила (Иван Лопатин). Не желает быть гостем в собственном доме. Вспыхивает как огонь на несправедливость. Бессердечие детей гложет его, поэтому он распаляется, не в силах остановиться, кричит по доброте душевной в надежде быть услышанным. Дав возможность получить образование сыну и дочери Татьяне (Екатерина Пономарёева), он с горечью понимает, что оно не дало ожидаемых плодов: никто из детей не нашёл места в жизни – ни работы, ни денег. Никто из них не способен стать опорой в семье и продолжить семейное малярное дело, которое он держит в полном порядке, четко понимая, что деньги должны работать. Искренне жалеет дочь, видя её счастье в замужестве, в исполнении земного женского долга. Неустроенность детей – глубокая незаживающая рана отцовского сердца. Он видит, что не проросло его семя в них, не стало плодородным. Бессеменов сгибается от непосильной ноши понимаемой страшной беды как раненая большая птица в собственном гнезде, не способная вернуть дорогих птенцов, «безвременно угасших». Только многострадальная Акулина Ивановна (Марина Шилова), смирная и покорная жена Бессеменова, старается молитвами спасти своих «голубчиков».

Да разве можно спасти детей, которые глухи к любящим родительским сердцам? Людей, для которых «жизнь постна и сера», что хочется умереть? Которые не в силах чувствовать её радость и желание созидания? Ненавидящих свою страну, не желающих быть её гражданами? Бегущих прочь от дома, давшего им жизнь? Людей, имеющих в жизни всё и не имеющих ничего. Неужели это возможно? Нет, они мертвы, ибо бездушны. Именно так ответил бы на эти вопросы нахлебник Тетерев Владимира Ильина, пьяный трагический философ. Умный, прозорливый, необычайно артистичный, людей чувствует тонко, с хозяевами не по праву резок, но слушает внимательно, слова роняет веско, давая меткую характеристику персонажам и происходящим событиям. Из всех выделяет только Полину, на которую смотрит как на икону, ибо тайно влюблён в её доброе сердце. Мощные кованые руки свои не может приложить ни к какому делу. Оценивает своё место в этой жизни трезво – быть пьяницей и бродягой в балагане.

Труженик Нил, мечтательница с искрой в глазах Полина (Милена Хмылова), её отец, романтик с чистой душой, Перчихин (Андрей Одинцов), жизнерадостный студент (Сергей Мельников), добрая, открытая, любящая, Елена Андреевна (Анна Анисимова) образуют в спектакле тот светлый хор, который даёт надежду на то, что есть в жизни люди, на которых земля наша держится. Уйдёт нежизнеспособное семя. Даст ростки новая счастливая жизнь. Только надо сберечь в себе человека. Те ценности, без которых нельзя жить.

 

Елена Быкова (Москва)