Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

25.10.2023

Саша Белых о спектакле «ВИЙ» на фестивале «Камерата» в Челябинске

Все знают повесть Гоголя и обсуждать текст я не вижу смысла. Гораздо интереснее попробовать понять про что для меня Сергей Федотов, уникальный театр «У Моста» и почему именно «ВИЙ». Почему и как он работает со зрителем.

Спектакль стилистически похож на хоррор начала века в сочетании с бытовым анекдотом. И эта полярность мощно раскачивает зал, так же, как и остальные оригинальные особенности спектакля. Федотов, конечно же, в первую очередь невероятный творец атмосферы.

Впечатление от «Вия» густое, тёмное, очень витальное, плотное, жаркое и чудовищно холодное одновременно. Более плотной театральной атмосферы я не помню ни у одного из режиссёров. Как будто весь его театр это абсолютный сплошной аффект – всё гипернатурализировано, выкручена на максимум мощность всего: эмоций, вещей, событий, самой истории. Материальное у Федотова – вещи, предметы, декорации – как будто выступают отдельным фантастическим персонажем, наделяются жизнью и наравне с людьми участвуют в диалоге. Они максимально выпуклые, осязаемые, конкретные, детально проработанные и этими своими качествами очень яркие и даже фантастические. Я думаю, что в театре осмысление и выстраивание интеллектуальных конструкций не единственная цель, иногда нужно найти саму жизнь, соответствующую этой страшной истории, плотную, цельную, неотрефлексированную, сформировать тот настоящий тёплый кусок мяса, с которым дальше уже можно работать. И Федотов это сделал, делает снова и снова, и с помощью своего магического мастерства усиливает, масштабирует очень плотную чувственную жизнь, кусок первобытного густого хаоса.

Никто так не прикасается непосредственно к телу и не взаимодействует с ним как Сергей Павлович и это его ключ к зрителю. Это какой-то очень тактильный канал, телесный, когда человек познаёт мир телом, кожей, и этот способ является для него основной формой информационного обмена с миром. И это огромный дар такая первобытная плотность, витальность, и именно они создают плотное взаимодействие, раскачивают и качают зал.

Этот театр включает наше тело и подсознание, высвобождает скрытые эмоции и, в том числе, поэтому на спектаклях всегда супер-аншлаг. Сергей Павлович идёт именно в бессознательную часть, к вещам, которые заходят в сознание людей и вырываются очень непосредственно, без осмыслений, и именно поэтому их называют магией, мистикой. Тьма – часть света, и кто-то должен вглядываться в бездну, потому что она часть нас самих.

Федотов сначала идёт в телесную плотность и уходит за телесность, из вязкой, тёплой, густой темноты в космически прозрачную, холодную бесконечность. И режиссёр в этот странный синтез всматривается, вчувствуется, пытается назвать и определить хотя бы часть и предлагает зрителю смело посмотреть в эту темноту и почувствовать её. И глубина этой темноты как будто уходит уже во внечеловеческое качество, уводит во внечеловеческое пространство – леденящее, безжизненное. И, по Сергею Павловичу, всё тепло, всю любовь создаём мы сами – эмоциональное тепло, физическое, такой сгусток энергии, который позволяет вздохнуть телом и жить. А уход в какие-то другие существования, внечеловеческие, с другим законами, означает окончание человеческой жизни.

Театр «У Моста» впускает в себя темноту, взаимодействует с ней, вынимает из себя, в попытке понять её, ощупать, разобраться с тем, что она такое, разобраться с той хтонью, которая есть в человеческом существе.

Этот театр, как ни один другой, обладает мощной суггестией, без которой так непосредственно и в такое короткое время было бы невозможно провести зрителя по самому краю бессознательного, балансируя на грани света и тьмы, и в конечном итоге привести к свету.

 

Саша Белых (Челябинск)