Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

31.03.2021

Сакральная жертва и небесная справедливость

Почему-то не любят идти в театр на драму. Кого ни спросишь про предпочтения, выбор всегда падёт в сторону веселья, муза комедии Талия всегда выигрывала у музы трагедии Мельпомены.

Имя ирландского драматурга Джона Кина малознакомо российской публике, и наряду с Мартином МакДонахом его первооткрывателем являются Сергей Федотов и его Пермский театр «У Моста». Нашли пьесу на английском языке, перевели, репетировали «Поле» в первый ковидный локдаун весной 2020, с успехом отпремьерили на фестивале МакДонаха осенью в Перми.

«Поле» – это спектакль о чудовищной любви к земле Ирландии, языческом обожествлении её и сакральной жертве во имя её. В характерах всех персонажей символическая квинтэссенция всех этих долбаных, грёбаных и как ещё там называют ирландцев, упёртых как быки, связанных немой круговой порукой, узнающих друг друга мгновенно в толпе по запаху, и не приемлющих чужаков. 

«Бык» МакКейб – главный герой, его мощно играет Владимир Ильин. Местный скотовод. Он не живёт на земле Ирландии, а как могучее корявое дерево корнями и наполовину ствола врос в неё, ушёл в её нутряную глубь. Выдрать его, выкорчевать из этих глубин невозможно. Ещё ребенком, на работе в поле, он посмотрел на умершую там же мать и предложил сначала закончить убирать сено, а потом уже позвать священника и заняться скорбными делами. Мать и сено – мать может подождать, а сено нет. Уже тогда им был сделан выбор, и в пасть Молоха был положен первый кусочек человеческой плоти.

Поэтому для него не стоит выбор. Когда вдова, у которой он много долгих лет арендовал землю, перебирая руками каждый акр от камней, выкорчевывая сорняки и безжалостно расправляющийся с ослами, нечаянно забредшими на его поле, чтобы пощипать молодой травы, решает продать участок, МакКейб не допускает варианта покупки пришлым чужаком. Земля его! Она его жилы, его кровь, его жена! Со своей собственной он не разговаривал долгих 18 лет, один из сыновей стал самоубийцей, но он ничего не замечает, потому что всё становится неважным, всё становится бессмысленным рядом с Полем, его Землёй. 

Действие разворачивается в местном пабе, или пубе, как говорят ирландцы, что и понятно. Паб маленькой деревни бывает поважней и местной церкви. Замышляется хитроумная, жёсткая сделка, посредством которой цена на землю будет занижена, а конкуренты устранены. 

В центре спектакля он, «Бык» МакКейб, по-звериному выгрызающий своё право владеть полем. Кряжистый, приземистый, немногословный, представляет собой сгусток ярости. Невероятно сложно играть такие характеры, аккумулирующие вокруг себя колоссальное напряжение. Он видит только цель перед собой – любой ценой спасти землю, все остальные люди вокруг него, близкие и дальние родственники, деревенские соседи – статисты, тени.

Не может не поражать человеческое кольцо из тех, кто с ними рядом. Быть может судьба и характер каждого по отдельности не были бы настолько интересны, но в связке с МакКейбом, они красноречиво отражают и его противостояние с пришлым янки, и наглядно демонстрируют первобытную суть ситуации. Случись она и тысячу лет назад, здесь, в Ирландии, люди вели бы себя также. Если посмотреть на старика О’Доннела по кличке Бёрд (Вячеслав Леурдо) на допросе местным полицейским и пастором – куда девается его немощь и трясущиеся пальцы, которыми он еле удерживает стаканчик с виски? Моментально его герой превращается в такого же зверя, как и МакКейб. 

Чем можно объяснить исчезновение милосердия и сочувствия к чужаку, которое должно испытывать женское сердце местной красотки, Мэйми Фланаган (Марина Шилова). Заговаривая зубы копу с мастерством театральной примадонны она и зрителей перетягивает на свою сторону – сцена настолько блестяще сыграна, что зал аплодирует! Когда её муж, владелец местного паба, Мик Фланаган (Илья Бабошин), прячет афиши с датой аукциона, почему молчит его совесть?

Вообще очень хочется много и долго говорить про актёров, занятых в спектакле. Образ каждого героя есть важное слагаемое в сумме всех событий, созидающий завораживающую атмосферу цельности всей драматической истории. Каждый из актёров вне зависимости сколько времени проводит на сцене его герой и сколько реплик ему положено, через пластику, мимику, тембр голоса – это правильный цветовой мазок в общей картине постижения феномена так называемого ирландского человеческого фактора, непокорного, неукротимого, и не менее нежного. 

Совершенно восхитительна пара дальних родственников «Быка» Денди МакКейб и его немая жена, которых сыграли Андрей Козлов и Алёна Войтенко. Отлично сыграли Тайга МакКейба, сына «Быка», и его роковую возлюбленную Ильназ Яруллин и Милена Хмылова. Василий Скиданов, юный старший сын Фланаганов, добрый и честный, какой разительный контраст с безбашенным оболтусом из «Черепа»! Нельзя не удивляться и правдоподобию возрастной актёрской трансформации. Марина Шилова, днём ранее была реальной немощной ворчливой старухой, а в «Поле» она колоритная характерная красотка.

Спектакль выделяется также особой пространственностью, когда действие на сцене выходит за её пределы, искусно задействуя воображение зрителей и помогая понять больше о происходящем. И загадка цвета – общее освещение можно, наверное, обозначить терракотовым, иначе говоря, цветом земли, что также добавляет выразительности.

Сергей Федотов художественно срежиссировал эту сложную тяжёлую историю, как всегда чутко уловив тональность и чуть изменив акценты в финале, отличные от того, что было у Кина в оригинале пьесы. Поле не приняло новую жертву, а сожрало самого «Быка» МакКейба. И в этом есть высшая небесная справедливость, далёкая от языческой тьмы.

 

Natalya Pamsik о показе «Поле» в Москве 23 марта 2021 г.