Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

25.03.2020

С деньгами и без ума проживем

«Вам на «Женитьбу» или на «Свадьбу»? – озадачили нас вопросом администраторы театра в пятницу, 13 марта. В этот день все три сцены «У Моста» были заняты: зрителей приглашали на «Череп из Коннемары», «Женитьбу» Гоголя и вернувшуюся «Свадьбу Бальзаминова». Возвращение истории про Бальзаминова – тот самый случай, когда сюжет давно известен, неожиданностей не предполагается, но с нетерпением ждешь и по-детски радуешься каждой реплике.

В мировой драматургии сюжеты о сватовстве и женитьбе встречаются нередко и традиционно обещают зрителю сколько угодно комических путаниц, нелепых ошибок, ярких типажей и самых неожиданных развязок. В «У Моста» на тему удачного и не очень сватовства собран серьЁзный набор: и гоголевская «Женитьба», и история о планах нищего князя обзавестись выгодной женой в «Хануме», и «Сваха» («Хэллоу, Долли») Уайлдера, и недавняя премьера «Мачеха Саманишвили».

А вот «Свадьбу Бальзаминова» Александра Островского «мостовцы» не играли с 2012 года. Несмотря на зрительскую любовь, постановка на несколько лет исчезла из репертуара. Вернее, по традиции бережно хранилась в любимом «сундуке» художественного руководителя театра Сергея Федотова, откуда вновь извлечена мастером. 

ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, КАКОЕ ЭТО УДОВОЛЬСТВИЕ — МЕЧТАТЬ

Да все мы знаем! В плане витания в облаках у нашего человека с тех времен мало что изменилось. У Мишеньки Бальзаминова со строительством воздушных замков на пустом месте и поиском больших денег путЁм блуждания в неизвестном направлении с разинутым ртом – полный порядок. То он себя в карете видит, то в саду с богатой женой, то во дворце. «Если бы я был царем, то издал бы такой закон: бедный женится на богатой, богатый – на бедной. А тому, кто ослушается, – смертная казнь». Критики и в то время предлагали каждому честно признаться, что мы все временами бываем Бальзаминовым точно так же, как и Хлестаковым.

– Конечно, если строго разобрать, так мы имеем недостатки в себе, в образовании, ну и в платье тоже. Когда на тебя смотрят строго, что ж тут делать? Конфузиться да обдёргиваться.

Герой все время балансирует между двумя реальностями: своей воображаемой и настоящей, существующей. Погружённый в сладкие грёзы, неопытный охотник за богатыми невестами Бальзаминов, сам того не замечая, оказывается в самом центре авантюрной истории с двумя невестами и планируемым побегом.

– Мне, маменька, все богатые невесты красавицами кажутся; я уж тут лица никак не разберу.

Надо отметить, что во всей этой «замАсквАрецкой» компании каждый выживает, как может: мамаша Бальзаминова пытается женить сына, Красавина – хорошо заработать на сделке, Белотеловой скучно бездельничать одной, она ищет мужа, Чебаков хочет украсть богатую невесту, сестры Пеженовы мечтают сбежать из дома. Островский любил эту среду патриархального купечества и черпал из нее подавляющую массу своих образов.

Даже Достоевский признавался, что видит в каждом герое пьесы своих соседей: «Уголок Москвы, на который вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой, – это до того живо…Из всех ваших свах Красавина должна занять первое место. Я ее видал тысячу раз, я с ней был знаком, она ходила к нам в дом, когда я жил в Москве лет десяти от роду; я её помню».

ЗДЕСЬ ОДНИ БАЛЬЗАМИНОВЫ ДА МЕДВЕДИ   

А только ли сваха? Все персонажи колоритны, узнаваемы в любой эпохе, а фразы легко разбираются на цитаты. По традиции в театре «У Моста» идут накопительные репетиции по всем образам, с учётом всех тонкостей и нюансов постановки. Работает, как всегда, весь состав театра. На роль Мишеньки Бальзаминова заявлены блестящие актеры Илья Бабошин и Сергей Мельников, не раз игравшие в разных пьесах незадачливых женихов. В этот раз мне удалось увидеть именно Мельникова. Уж очень хорошо ему удалось передать инфантильность маленького человека. Ничтожный и пустой герой в его исполнении поневоле вызывавает сочувствие. Колоритные маменька (Ирина Молянова) и «не дура выпить», сваха с «золотой совестью» Красавина (Марина Шилова) пока играют без замен. За каждым жестом этих потрясающих актрис можно наблюдать бесконечно. Хороша и Алена Войтенко в роли пристраиваемой богатой вдовы.

Спектакль смотришь с удовольствием. Тот случай, когда сюжет давно известен, неожиданностей не предполагается, но с нетерпением ждешь и по-детски радуешься каждой реплике. Хотя нет. Сюрпризов в театре «У Моста» мы всегда ждем, понимая, что все будет замешано на мизансценах, построенных режиссёром. Задумка бессловесной роли воротного (он же один из пьяных братьев Пеженовых), исполненной Александром Шамановым, вносит особую «приправу».

Стиль Островского в «зАмАсквАрецкой (как написано в анонсе) кАмедии» сохранён. Вы ведь замечали, как драматург демонстрирует особенности в индивидуальной речи каждого персонажа. По языку всегда можно отличить у Островского говорящего. Ощущается это особенно по речи Матрены (Регина Шнигирь). Простая женщина, как выразилась о ней мамаша Бальзаминова: «Такая ты незанимательная женщина: ни к чему у тебя любопытства нет».

Великолепная сценография. Почти всё действие спектакля разворачивается вокруг, под, за и у забора. Того самого, через который навстречу светлому будущему перепрыгивает Бальзаминов. И сегодня этот забор – этакий символ невысокого полета мечты, как там у Островского: «Дикой стороны, в которой могут жить только медведи да Бальзаминовы».

Как известно, первоначально театральная судьба «Женитьбы Бальзаминова» складывалась непросто. Впервые опубликованную в 1861 году пьесу Островского не рекомендовал к постановке театрально-литературный комитет Петербурга. Лишь позднее она получила известность, а в советские времена была в репертуаре каждого уважающего себя театра как бессмертная классика.

НЕ ХВАТАЕТ НАМ ЖИЗНИ «ЗАМАСКВАРЕЦКОЙ»

Островский создал три самостоятельных пьесы о похождениях Миши Бальзаминова, но в постановке, как и в культовом старом фильме, трилогия объединена в одно произведение. Режиссёр Сергей Федотов не стал отходить от оригинального текста и ярких картин московской купеческой жизни. Ведь это классика, которой Федотов никогда не изменяет. Театр «У Моста» в Европе называют авангардным, но как раз не за модные фишки, а за редкую сегодня преданность классике, эпохе, костюмам и авторскому тексту.

– Зритель помнит этот спектакль, и в первый же день возвращения посыпались заявки. Вся пьеса сохранена, Сергей Павлович очень трепетно относится к классике, которая так близка сегодня современному зрителю. Так что пьеса сама просилась, чтобы её восстановили, вернули на сцену. И наш зритель вновь так хорошо принимал спектакль, так мощно реагировал, что чувствуется, как не хватает нам всем такой неторопливой неспешной обстановки, жизни замАсквАрецкой, другого мироощущения. Стилистика Островского, ритм, текст, сохраненные Сергеем Федотовым, – как кружева, все так тонко и изящно. Актеры – как дымковские игрушки, – рассказывает Олеся Егорова, помощник художественного руководителя.

Впереди «мостовцев» ждут на фестивале «Золотая провинция» в Пензе, где театр участвует уже 10 лет подряд. В этом году на фестивале театр «У Моста» будет представлен спектаклями «Сиротливый запад» и «Мачеха Саманишвили». Завершающими в сезоне станут гастроли в Москву и Питер. Ожидают ли еще сюрпризы пермского зрителя? Как отметила Олеся Егорова, к «Сергею Федотову идеи приходят неожиданно или что-то давно хотел поставить». Например, история про Малыша и его друга Карлсона, внезапно появившаяся зимой на сцене «У Моста», превращается в яркое веселое хулиганство! Здесь есть все, что знакомо каждому ребенку: игры, дурачества, друзья, любящие, но такие занятые своими взрослыми делами, родители, строгая «домомучительница» Фрекен Бок и мечты о собаке... Рекомендую к просмотру всей семьей.

Все возможно в мистическом театре. Например, возвращение «Свадьбы Бальзаминова» на сцену «У Моста» очень радует. И я все еще очень надеюсь, что Сергей Павлович вернется и к Шварцу.

 

Лиза Шандера

Газета и портал «DEЛОВОЙ INТЕРЕС»