05.05.2018
Русская классика
Несмотря на мрачный антураж, спектакль «Головлевы» способен исцелить душу.
В театре «У Моста» – спектакль «Головлевы». Чистая русская классика, не «облагороженная» модерном и «новым прочтением». Главному принципу постановки, взятому за основу много лет назад, режиссер и главный художественный руководитель театра Сергей Федотов не изменил и в этот раз.
В школьные годы мало кто всерьез читает классические произведения, в том числе Салтыкова-Щедрина. А из романа «Господа Головлевы» запоминают, как правило, только одного героя – Иудушку, которого на самом деле зовут Порфирий.
Сюжет таков: семья помещиков Головлевых живет в большом имении. Богатство их продолжает прирастать благодаря усилиям Арины Петровны – хозяйки дома, властной жены и матери четверых детей. Где-то хитростью, где-то природной смекалкой, а где и просто с божьей помощью она увеличила семейное состояние в 10 раз.
И муж, и дети для нее – божье испытание, потому как оказались непутевыми и бестолковыми. Старший прокутил в городе свою долю наследства и насквозь больной явился в Головлево «сесть на материну шею». Единственная дочь выскочила замуж без благословения, да вскоре и померла, оставив на попечение родни двоих сирот. Второй сын – вовсе пьяница и глупец. Разве вот только Порфирий может подмаслить материнскую душу.
Время идет, хозяйка стареет, дети взрослеют, умирают, появляются внуки. Такова жизнь. Но нет в ней радости, доброты, прощения. Нет примирения ни с окружающими, ни с собой. Одна только борьба.
Борются все. С кем, если внешних врагов в спектакле нет? Друг с другом. За власть, за право вести себя, как хочется, даже за пищу. В схватке нет победителей. Рано или поздно проигрывают все.
Основная борьба идет, конечно, за деньги, за наследство. Это главное. Квинтэссенция жизни каждого члена семьи, по сравнению с которой даже сама жизнь – ничто.
Долгое время фаворитом в семейной битве остается Иудушка (актер Андрей Воробьев). В отличие от других он умеет манипулировать людьми и обстоятельствами. Постепенно на нем замыкаются и связи, и деньги. И если дети Арины Петровны (актриса Марина Шилова) еще имели хоть какую-то возможность пожить самостоятельно – она каждому отдала его часть наследства, то сыновья Порфирия в ответ на просьбы о помощи получили жесткий отказ. И умерли молодыми: один наложил на себя руки от невозможности прокормить семью, другой по дороге на каторгу за проигранные в карты казенные деньги.
Смерть в постановке Сергея Федотова присутствует очень ярко и даже, можно сказать, является действующим лицом. Что неудивительно: режиссер остается верен традициям созданного им «первого мистического театра» – потусторонность зачастую определяет внешнюю жизнь человека.
Это подчеркивает и сценография – мрачность старинной усадьбы, костюмы серо-коричневых тонов, выцветшие иконы, портреты предков, насуплено взирающих на происходящее. Умершие герои не покидают действие, они приходят к живым в белых одеждах, успокоенные и желающие примирить оставшихся, несут им свет.
Смерть в спектакле надеется: уходя в последнюю дверь, человек одумается, простит ближнего, прекратит бороться и ненавидеть, станет светлым.
Инесса Суворова
«Российская газета»