20.04.2023
РОМАН, ДЛИНОЮ В НОЧЬ
Надежда Птушкина, автор трагифарса «Ненормальная», начинает свою историю с ёмкого описания героев. Итак, перед нами: ОНА (Мария Новиченко) – усталая, обыкновенная, сорокалетняя, интеллигентная; ОН (Семён Осокин-Портной) – молодой, красивый, тридцатилетний, элегантный. Эти образы ИХ переносятся на сцену Пермского театра «У Моста» так, что до мурашек страшно представить, насколько все 4 прилагательных действительно про главных героев, а не про кого-то ещё.
Представьте: Большой город. Остановка общественного транспорта. Гул машин. Движение. И здесь ОНА – стоит. Диссонанс жизни мегаполиса и статичной героини заметен с первых секунд. Однако появляется ОН, и начинается суматоха. Непримечательная героиня, даже немного неуклюжая и странноватая, пытается завести разговор с элегантным мужчиной, вышедшим купить пачку сигарет. Ей нужен именно он, но для чего – пока непонятно никому. То ли проводить до Дома Молодёжной моды, то ли починить кран. Фонтанирующая идеями героиня никак не может сказать, зачем же ей нужен он, но понятно одно – никто другой не подойдёт.
И вот так проходит первая половина спектакля: на остановке двое, мотивы обретают ясность, перед нами прекрасная игра актёров, разливающаяся перед зрителем не только в её звонком голосе и его бархатном басе, но и иногда переходящая в пластическую историю: повороты головы, хождение вокруг остановки, переглядки и движения рук.
Спустя некоторое время зритель ошарашен не меньше героя: ОНА просит ЕГО стать отцом её ребёнка, периодически повторяя: «Вам сложно что ли?» и «А что такого»? И тут появляются две противоположные мысли: то ли она очень больна душевно, то ли просто сумасшедшая, однако и первое, и второе могут являться сторонами одной медали.
То, с какой неподдельной наивностью ОНА пытается его упросить сделать ей ребёнка, подкупает зрительный зал не меньше, чем то, как ОН пытается на всю её эмоциональность отвечать логическими доводами. И что победит: чувства или рациональность?
Внезапно ОН понимает, что так уговаривать, как ОНА, не может никто другой, и предлагает ей подняться к нему в офис, но вовсе не для того, о чём она просила, а… для переговоров с голландцами. Казалось бы, как в эту нелепую историю ввязываются деловые переговоры? А именно на них опаздывал главный герой, когда выходил за сигаретами. И тут случается откровение: она несчастна по-своему, без ребёнка, и он такой же, только сейчас для него главное – это работа, а существующая семья не приносит удовлетворения.
Перед нами история, старая, как мир: два разбитых сердца встретились вместе, и уже она не кажется нам такой уж ненормальной. Каждый человек достоин счастья, хотя бы на один день, на один миг. Противоположные герои притягиваются друг к другу и оказываются в мире наслаждения разговорами, прикосновениями, идеями. Вроде бы всё так, как должно быть: вот вам наконец-то счастливые люди, способные создать пару. Но не всё так просто, и реальная жизнь далеко не сказочная фантастика.
Финал по-настоящему заставляет сердце зрителя дрожать и думать: «А вдруг?», но этого «вдруг» не происходит, а происходит она – настоящая жизнь.
Валерия Симпатова