08.10.2021
Режиссёр Сергей Федотов в Эстонии: роман «Мастер и Маргарита» стал моей судьбой
- Главная »
- Интервью »
- Режиссёр Сергей Федотов в Эстонии: роман «Мастер и Маргарита» стал моей судьбой
В Русском театре Эстонии известный российский режиссёр Сергей Федотов ставит спектакль «Мастер и Маргарита» по культовому роману Михаила Булгакова. Премьера назначена на 15 октября.
В Русском театре продолжаются репетиции спектакля «Мастер и Маргарита». Свою инсценировку знаменитого романа представляет известный режиссёр из Перми, лауреат театральных премий Сергей Федотов.
В эксклюзивном интервью порталу Sputnik Meedia режиссёр рассказал о себе и своем театре, заметив, что Булгаков – «его» автор, и что роман писателя он ставит уже пятый раз. По его словам, он понял, что должен поставить «Мастера и Маргариту» сразу, как только впервые прочитал роман.
Случилось это 40 лет назад, когда Федотов ещё учился в театральном институте. Первой его студенческой работой стала постановка отрывка из романа – сцены Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. С тех пор он несколько раз ставил пьесу Булгакова «Зойкина квартира» (осуществив постановку, кстати, и в Русском театре Эстонии), повесть писателя «Собачье сердце», а «Мастера и Маргариту» в разные годы ставил в Польше, Чехии и в своём Пермском театре «У Моста» в 2001 году.
«И вот спустя 20 лет я вновь оказываюсь один на один с романом. Копировать свои поставленные ранее спектакли мне не интересно, поэтому каждый раз я создаю спектакль по-новому. Актёров на роли определяю в ходе репетиций, совместной читки текста в зависимости от того, кто из них наиболее точно слышит мелодику речи булгаковских героев. Булгакова нельзя играть приблизительно, моя задача режиссёра – досконально изучить стилистику и природу чувств романа, быть конгениальным автору», – заявил Федотов.
Мистика романа
Общеизвестно, как заметил режиссёр, что Булгаков запретил переносить свой роман на сцену или снимать в кино. Тех, кто отваживался, нередко ожидали разного рода неприятности. Например, Михаил Левитин, написав свою инсценировку, приступил в театре «Эрмитаж» к репетициям. Не успели начать читку, как взорвалась батарея центрального отопления, кого-то из актёров даже ошпарило и репетиции пришлось отменить.
Марк Захаров в «Ленкоме» два года репетировал «Мастера», который никак не давался, и в конце концов режиссёр признал, что Булгаков, видимо, не разрешает ставить спектакль. То же самое произошло и со Львом Додиным в Малом драматическом театре в Петербурге.
«Понимая, что это Сакральный роман, я стал искать ключи к выходу в потусторонний мир с помощью разных методик Ежи Гротовского и Михаила Чехова. Мы делали всевозможные тренинги и даже совершали спиритические сеансы, и однажды я понял, что нашёл ключ. И тогда Булгаков пришёл во сне и разрешил мне ставить свой роман. Более того, изучая «Мастера и Маргариту», я придумал модель своего будущего театра в Перми, который основал в 1988 году. Это театр фантастического реализма, первый в мире мистический театр. Благодаря Булгакову, я понял, каким он будет: как и его роман, театр должен быть таинственным, даже страшным, и, как нередко бывает в жизни, вместе со страшным в нём будет много гротескового, смешного», – рассказал Федотов.
Продолжая, режиссёр заметил, что этот роман многому его научил, помог открыть новые территории – Чехию и Польшу, позволив познакомить со своим театральным методом артистов и зрителей других стран. Например, первая постановка «Мастера и Маргариты» в Гожуве-Великопольском сразу получила большой резонанс и его пригласили на постановки в другие польские театры.
Вторая состоялась в Чехии и тоже была невероятно популярной, войдя в десятку лучших спектаклей года. Третья снова состоялась в Польше, в Елене-Гуре, и только четвёртая была осуществлена в родной Перми, в театре «У Моста», в котором этот спектакль идёт уже 20 лет.
«Мой принцип – никогда не осовременивать классику, спектакль должен отражать эпоху, в которой происходит действие, ей же должны соответствовать и костюмы. Некоторые режиссёры, думая что они умнее автора, запросто переписывают сцены, меняют персонажей, добавляют своих и тому подобное. Сейчас постмодернизм заполонил всё! Я категорически против этого. Необходимо очень внимательно слушать автора. Того же Булгакова невозможно поставить, не вжившись в него, не приняв его мировоззрение, мистику, все эти разнообразные чудеса. Когда я работаю над «Мастером», практически, вообще не сплю: ночью ко мне приходят персонажи, рассказывают о себе и во сне рождаются решения многих сцен», – поделился собеседник.
Федотов признался, что и у него во время работы над спектаклем происходили разные необъяснимые вещи. Например, готовя премьеру в Чехии, труппа сняла на время репетиций домик в горах. Когда, читая вслух сценарий, они дошли до места, где звучит вопрос: «А дьявола тоже нет?», вдруг раздался телефонный звонок, что показалось странным: телефон – внутренний и никого из посторонних в доме не было. Сняли трубку – тишина, никто не отвечает. И все поняли, кто это звонил!
Общность душ
Станиславский писал, что, возникнув, новый театр может жить не более десяти лет, после этого он умирает. Не так с Пермским театром «У Моста» Сергея Федотова, который существует уже более 30 лет и постоянно растёт и развивается. За это время театр объехал почти полмира, посетил 200 фестивалей и осуществил более 260 гастрольных поездок в России и за рубежом.
Открывая театр, режиссёр хотел ставить только классику, что он и делал целых 15 лет. Среди его любимых авторов – Гоголь (в театре «У Моста» восемь спектаклей по Гоголю), Булгаков, Достоевский.
Но однажды на фестивале в Чехии он увидел спектакль «Сиротливый Запад» ирландского драматурга и кинорежиссёра, тогда ещё совсем молодого Мартина МакДонаха – и с ним произошло то же, что и тогда, когда он впервые прочитал «Мастера и Маргариту»: с первой же сцены Федотов понял, что перед ним — живой классик, и он обязательно должен его поставить.
«Природа МакДонаха невероятно близка булгаковской. Он предельно честен, его трагические истории, нередко очень откровенные и жестокие, полны неожиданных поворотов и обязательно яркого гротескового юмора. Его называют «чёрным юмором», это когда шутят без всякой улыбки на лице и шутят очень серьёзными вещами. Реальные ситуации в одно мгновение могут превратиться в иллюзорные. «Сиротливый Запад» я поставил за две недели, его премьера стала настоящей «бомбой» в театральном мире, это была первая постановка МакДонаха в России. Вслед за ним поочередно были поставлены остальные семь пьес автора», – сообщил режиссёр.
Сегодня Пермский театр «У Моста» – единственный в мире, где идут все пьесы Мартина МакДонаха.
С нетерпением режиссёр ожидал его новой пьесы, и она недавно вышла – «Очень темная, темная материя», но у её автора появилось условие. В пьесе есть персонаж – негритянка-лилипутка, и МакДонах во всеуслышание объявил, что играть пьесу можно только в том случае, если найдётся такая актриса. Приходится выжидать – вдруг такая найдется в Перми.
Встреча, которой могло и не быть
В России Сергея Федотова называют главным специалистом по МакДонаху. В Перми существует и театральный фестиваль, посвящённый творчеству ирландского драматурга, на который приезжают театры со всего мира. В следующем году он пройдет уже в пятый раз, а перед первым, семь лет назад, произошла удивительная встреча режиссёра с драматургом, которую с полным правом можно назвать мистической. Тогда Федотов прилетел в Ирландию, в город Голуэй, чтобы договориться с автором книги «Театр и фильмы Мартина МакДонаха» Патриком Лонерганом об издании её в России.
«Возвращаясь после встречи с Патриком в гостиницу, я вдруг лицом к лицу столкнулся с МакДонахом, выходящим из одного из пабов. Согласитесь, шансов, что такое может случиться, – один на миллион: я на один день прилетаю в маленький ирландский городок, МакДонах, живущий в Лондоне и снимающий фильмы в Голливуде, тоже в нём оказывается буквально на один день, и в какую-то минуту мы оба встречаемся в одной точке. По правде говоря, я не очень-то удивился этому, также не выглядел удивленным и МакДонах. Мы с удовольствием проболтали более получаса. Хотя я не знаю английского, а МакДонах – русского! К тому времени он уже слышал обо мне, видел записи моих спектаклей и сказал, что они более всего соответствуют его авторскому замыслу», – заметил Федотов.
Вряд ли бы режиссёр остановил свой взор на МакДонахе, не будь в его жизни Булгакова. С другой стороны, не привези Федотов в своё время в Таллин свой спектакль, лауреата «Золотой Маски», «Калеку с Инишмана» ирландского драматурга, вряд ли бы сегодня в Русском театре случился бы булгаковский «Мастер».
«Тогда, разглядывая потрясающей красоты зрительный зал Русского театра, я представлял, как Воланд произнес бы: «Пора!». И разрезал бы воздух своей шпагой, и люстры вспыхнули бы в зале, и он весь засиял. Ждать этого момента пришлось 10 лет. Кстати, раньше никогда такого не было, чтобы за полтора месяца до премьеры были полностью проданы билеты на два премьерных спектакля – 15 и 16 октября, и уже почти продан третий 22 октября. Остаются ещё места на два декабрьских представления «Мастера и Маргариты», тем не менее, и тут надо поторопиться – интерес к Булгакову огромный», – закончил режиссёр.
Сергей Федотов – создатель и руководитель Пермского театра «У Моста», заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России. Является лауреатом ряда престижных премий: «Золотая Маска», Национальной премии Чехии, премии правительства Российской Федерации за вклад в развитие театрального искусства, Строгановской премии.
Всего им поставлено более 270 спектаклей, 50 из которых – за границей, в том числе, в Русском театре Эстонии: «Зойкина квартира» Булгакова и «Игроки» Гоголя.
Александр Лукьянов
Sputnik Meedia (Эстония)