Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

10.02.2022

Рецензия Анны Чащухиной на спектакль «Энергичные люди»

«Так ведь если ж не люстра, то и непонятно ведь, что богатые…», – заметит юный зритель перед спектаклем. Более зрелый разглядит и богатые под старину стулья с резными спинками, и хрустальные фужеры, украшающие открытую часть шкафа-стенки, и позолоченные подсвечники, свечи в которых обычно не зажигают, а также многие другие атрибуты советской роскоши. Не по блату не достать. Или не по-энергичному?

Звенит третий звонок. Зал погружается в полную темноту. Спустя пять секунд перед зрителем вновь появляются интерьеры советской квартиры, в соотношении 2/1 разделённые перегородкой. Праздный мужской мир, состоящий из шести фигур и окутанный тёплым светом домашней лампы. Одинокий мир женский, подсвечиваемый лишь экраном телевизора. Слева празднуют, много пьют, дурачатся. Справа от всего этого давно уже устали.

Если приглядеться, есть в том, что наполняет сцену, одна важная деталь – пять покрышек, лежащих в полутьме одна на другой. До конца спектакля они останутся безмолвны, их физическое воплощение практически не будет привлекать к себе внимания. Тем не менее, они окажутся той самой точкой, способной сместить прежние акценты и сделать так, что шестеро мужчин почувствуют себя настоящими школьниками, пытающимися уговорить учительницу поставить оценку повыше, а женщина обретёт свою собственную силу.

Воздухом эпохи пропитается всё. Если у Шукшина это была сама ситуация, возможная лишь в советское время, а также сопутствующая ей советская лексика (вроде слова «спекулянт»), то в постановке Сергея Федотова под властью эпохи теперь и особая мимика, и телесность, и интонации актёров, в убедительности которых не упрекнуть. Шестеро сильно пьяных мужчин будут казаться поначалу единой рвущей и метущей всё на своём пути массой, что и непонятно: а где Аристарх?! От узнаваемости образов зал погрузится в смех. Постепенно фигуры станут куда более различимы, их характеры обретут оболочку. И вроде бы двигаются, говорят, ведут себя все «по-советски», а каждый по-разному.

Свет в постановке сыграет особую роль. Он оживит, подчеркнёт нужное, придаст ещё большей реалистичности. Ночь сменится на день, день на ночь. Зритель вместе с тем проживёт эти сутки рядом с актёрами. Одни и те же вещи задышат то утренней, то ночной атмосферой. Вера Сергеевна, жена Аристарха, порой не произнесёт и слова, но эмоция от этого тише не станет – возьмёт в плен и не отпустит. Смех, тем временем, будто сначала объединит зрителей, а к концу спектакля перекинется на сцену – сделает всё, чтобы участники действия превратились в одно целое и разрешили все разногласия.

Общее настроение перенесётся и в жизнь вне спектакля. В сопровождении песен советской эстрады, звучащих во время антракта и после спектакля, пермяк будет занят обсуждением всё тех же материальных вопросов: кто, где купил подешевле, а продал подороже; выгодней ли уехать на такси или общественном транспорте (пересадки-то отменили, да и проезд 33 рубля). Главное, что окружающее теперь примет куда более ироничную форму.

 

Анна Чащухина