Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

05.11.2023

Реальный театр, где всё мистика

Пермский театр «У Моста» отметился тремя прекрасными постановками и отправился домой. И всё бы хорошо, но остался небольшой осадочек: уж больно хотелось пообщаться с гостями в формате «без грима»! Ведь «У Моста» всё же лучший региональный театр России, лауреат множества премий и вообще единственный мистический театр в мире. Официальной возможности задать вопросы общественности не предоставили, поэтому «КБП» пришлось предпринимать собственное «расследование».

Узнать удалось вот что. Авторский театр «У Моста» создан в 1988 году Сергеем Федотовым. Творческий коллектив уверяет, что театр буквально взорвал театральную жизнь Перми, а затем и России яркими, нестандартными (при этом классически поставленными) спектаклями. Поначалу театр назывался так из-за соседства с Камским мостом, но постепенно словосочетание “Театр «У Моста»” стало выражать его художественную концепцию: постановки, по сути, являются мостом между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и интуитивным. Даже придуман слоган: «У Моста» – Мистический Театр, в котором всё реально, и Театр Реальный, где всё Мистика». Ну и основной круг авторов так или иначе связан с мистикой (Н. Гоголь, М. Булгаков, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, У. Шекспир, Б. Стокер). А самое главное, в театре не ограничиваются постановкой одной пьесы автора, чаще всего возникают трилогии или даже циклы.

Кстати, об авторах: «У Моста» является первооткрывателем в России ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Спектакль «Сиротливый Запад» был номинирован на «Золотую маску-2008» и показан в Москве в числе лучших спектаклей России. А в 2010 году театр стал лауреатом «Золотой маски» за спектакль «Калека с Инишмана». И даже инициировал и провёл пять международных фестивалей Мартина МакДонаха, в которых приняли участие театры из Ирландии, Северной Ирландии, Шотландии, Испании, Ирана, Польши, Сербии, Чехии, Черногории, Германии, Австрии, Великобритании, Боснии и Герцеговины, Грузии, Македонии, Венгрии, Румынии, Нидерландов, Эстонии, Молдовы, Казахстана, Азербайджана, Беларуси и России.

Репертуар театра богатейший: «гоголевский», «шекспировский», «чеховский», «горьковский», «булгаковский», «островский» циклы (по нескольку произведений в каждом), а также целый ряд современных. Есть очень смешные комедии современных авторов: «Лягушки в шампанском», «Детектор лжи», «Сансара», «Про Федота стрельца…». В этих спектаклях театр показывает, что не только умеет оригинально играть классику, но может и гомерически насмешить.

Театр выезжает на фестивали обычно по 10-12 раз в сезон, при этом на домашней сцене играется по 50-70 спектаклей в месяц и выпускается 6-7 премьер в год. Театр доступен: действует система скидок на билеты для студентов и необеспеченных слоёв населения. Практически ежедневно играются дневные спектакли для молодёжи.

Фестивальная деятельность – неотъемлемая часть жизни театра, необходимое условие его развития, оценки собственного художественного метода и роли в современном театральном процессе. Режиссёр театра Сергей Федотов на фестивалях и форумах в России, Польше, Чехии, Китае, Украине, Казахстане, Армении и Беларуси постоянно проводит мастер-классы, которые представляют собой индивидуальное и оригинальное преломление методологии Михаила Чехова. Для актёров театра постоянно организуются циклы просветительских мероприятий в работе над новыми спектаклями: тренинги, лекции, кинопросмотры, встречи со специалистами в разных областях знаний.

Вообще Сергей Федотов в этом театре не только режиссёр, но и художник, сценограф, дизайнер, конструктор, звукооператор, осветитель, директор, менеджер и продюсер. Все декорации, реквизит и костюмы создаются в мастерских театра по его эскизам и обязательно дополняются подлинными, иногда антикварными вещами. Это позволяет максимально отразить облик и атмосферу эпохи, в которой происходит действие. Свои репетиции театр часто проводит в исторических локациях. Показанные в Нальчике грузинские спектакли репетировали в национальных костюмах в старом районе Тбилиси Авлабаре. «Вий» Гоголя рождался ночью на кладбище и в заброшенной церкви на Украине. Над «Макбетом» работали в средневековой крепости Эребуни в Армении. Персонажей «Зверя» придумывали в психбольнице. «Безрукий из Спокэна» рождался в настоящем морге. А «Калеку с Инишмана» репетировали на самом острове Инишман в Ирландии. Кстати, все костюмы героев спектакля были куплены на Аранских островах.

Вообще грузинские спектакли в репертуаре театра занимают особое место. Это уже упомянутые «Мачеха Саманишвили», «Ханума», а также «Зурикела». Театр специально выезжал для репетиций в Грузию, и костюмы для них привезли из Тбилиси. Для постановки этих спектаклей приглашали грузинских специалистов, которые обучали актёров национальным танцам, песням и даже грузинском языку. В итоге в 2022 году «Мачеха Саманишвили» получила гран-при трёх фестивалей. А на всероссийском фестивале «Русская комедия» театра получил сразу девять лауреатских дипломов. Это стало абсолютным рекордом театра.

Театр «У Моста» имеет свою актёрскую школу. Сергей Федотов воспитывает артистов по своей уникальной методе, тщательно отбирает, бережно учит, воспитывает и продвигает молодёжь. Тогда как в других театрах молодые актёры годами играют в массовках и исполняют «Кушать подано», в театре «У Моста» молодые артисты сразу получают роли и играют в нескольких спектаклях.

В общем, теперь понятно, почему театральная жизнь Нальчика тоже оказалась в хорошем смысле этого слова «отчасти взорвана». Остаётся надеяться, что три гастрольны[ дня театра «У Моста» были всё же не последними в нашей жизни, и что-нибудь ещё из его богатейшего репертуара мы всё же увидим. Во всяком случае, хочется так думать. Глядишь, и сбудется ещё. Мистика всё-таки!

 

Асхат Мечиев

«Кабардино-Балкарская правда»