29.11.2019
Просто классика. Театр «У Моста» предлагает пермякам обратиться к вечным вопросам
- Главная »
- Пресса »
- 2019 »
- Просто классика. Театр «У Моста» предлагает пермякам обратиться к вечным вопросам
Антон Чехов, один из основоположников модернистского направления в искусстве – театра абсурда, считал, что его «Чайка» – это комедия, хотя сегодня принято считать ее трагикомедией. Замысел автора – показать изнанку жизни людей, которые, несмотря на успех, несчастливы. Режиссеру-постановщику театра «У Моста» Сергею Федотову удалось сохранить классическое звучание «Чайки».
Особенно везет пермским школьникам: у них есть отличная возможность приобщиться к произведениям из школьной программы – пьесы в театре ставят без модерновых нововведений и осовременивания сюжета. После просмотра «Чайки» в театре «У Моста» можно смело обсуждать характеры героев, вести беседы о смыслах, заложенных автором в текст, искать ответы на нравственные вопросы.
А поразмышлять после просмотра спектакля действительно есть о чем.
Напомним, действие «Чайки» разворачивается в деревне, в имении отставного статского советника. Вместе с ним живет его племянник Константин Треплев, сын известной актрисы Ирины Аркадиной, которая больше всего боится постареть, остаться без ролей и славы
Юноша пытается заниматься литературой, ставит собственные пьесы, ищет «новые формы». Он влюблен в молоденькую Нину Заречную, которая играет главную роль в его новой пьесе. Но более всего Треплев ищет любви и внимания матери, однако та занята только собой и своим любовником – писателем Тригориным.
В Константина влюблена дочь управляющего поместьем Маша, за ней ухаживает учитель Медведенко. Отдельно стоит док тор Дорн – суровый и, казалось бы, безучастный наблюдатель чужой боли. Ну и еще парочка персонажей
Все герои пьесы связаны между собой, и все страдают. Это клубок неразобранных, неосмысленных и незаконченных нитей-связей, и распутать его, кажется, совершенно невозможно. Но и не попытаться тоже нельзя. Ведь любое действие каждого героя неизменно ведет к страданию другого, и так по кругу.
Маша, видя, что ее любовь не вызывает у Треплева никаких ответных чувств, ходит в черном, нюхает табак, пьет водку и в конечном счете соглашается выйти замуж за бедного учителя – в иллюзии, что семейная жизнь освободит ее от страданий.
Тригорин, растаяв от восторгов юной Нины, которая готова принести себя в жертву его счастью, сближается с ней, но после рождения ребенка бросает и возвращается к удобной для него Аркадиной. Сама Нина, между тем, вернуться домой не может – отец не пускает беглянку на порог и денег на жизнь не дает.
Даже доктор, по профессии своей обязанный утешать людей и избавлять их от боли, безжалостен. В ответ на просьбу пациента – владельца имения Петра Сорина о лечении Дорн только бросает: «Лечиться в 60 лет! Ну, принимайте валериановые капли…»
И вся эта история продолжается целых два года. Пока, наконец, молодой драматург не решается разорвать порочный круг, покончив с собой. На этом пьеса завершается.
В этой постановке все герои – это как бы разные проявления одного человека. Самого Чехова. Он и доктор, пытающийся убедить себя, больного, что пожить 60 лет достаточно. Он и стареющий литератор, который очень хочет воспользоваться чувствами влюбленной в него молоденькой девушки. Он и начинающий драматург, изнывающий от желания перевернуть театральный мир, и недолюбленный сын своей матери.
Как это всегда бывает с классикой, читать или смотреть пьесу можно неоднократно, ведь с возрастом появляется новый взгляд на старые вещи и новое понимание ситуации.
Инесса Суворова
Российская газета