21.03.2023
Правдой душу вылечишь?
«Ничто не уродует человека так страшно, как уродует его терпение, покорность силе внешних условий», – так писал Максим Горький. Люди часто забывают, насколько губительным может быть смирение. Нас учат «подставлять левую щёку», сохранять веру в лучшее. Трагикомедия «На дне» демонстрирует худшие стороны таких взглядов на жизнь.
«На дне» Горького в своё время было случаем прецедентным. Показать на сцене опустившихся людей, так ещё и достоверно передать их речь со всеми жаргонизмами – как минимум, смело. Современный пресыщенный зритель принимает такое спокойнее. А вот темы, затронутые в пьесе, были актуальными что тогда, что сейчас. Сцену театра «У Моста» охватывают споры о человеке, чести и смысле жизни, и всё это в колоритной обстановке ночлежки девятнадцатого века.
В постановке сталкиваются горькая правда и сладкая ложь. Пока циничный Сатин (Владимир Ильин) продавливает идею о трезвости ума, странник Лука (Алексей Улановский) задорно набрасывает на героев розовые очки. Лука говорит: «Не всегда правдой душу вылечишь». Пользуясь этим оправданием, он окутывает соседей надеждами и обещаниями самого лучшего. Но чего стоят надежды, когда они ни к чему не ведут? Иллюзии рано или поздно рушатся. Человек, которого ты так замотивировал, в конечном итоге может опуститься только глубже на дно.
Можно подумать, что Сатин, отстаивающий правильные идеи, будет положительным персонажем, но нет. Положительные герои в постановке просто отсутствуют. Противники философии Луки точно так же бездействуют, ограничиваясь пустыми разговорами. Оттого сцену не покидает дух безнадёги и отчаяния.
Жанр трагикомедии всегда был неоднозначным. Многие реплики и ситуации заставят вас улыбнуться, но улыбка эта будет с горчинкой. Даже персонажи – своего рода злая ирония: актёр, забывший стихи (Василий Скиданов), слесарь, продавший инструменты (Дмитрий Мурзаев), проститутка, верящая в любовь (Анастасия Леднёва). Чувствуете эту тонкую грань? Такой настрой у всей пьесы. Шутливость помогает автору сгладить углы, что необходимо, когда картина на сцене совсем нелицеприятная.
Место действия в данном случае играет на пользу постановке. Когда история охватывает уйму различных локаций, многое возлагается на фантазию зрителя. «На дне» же не выходит за пределы ночлежки, так что погружение работает как нельзя лучше. Душой подполье наделила любовь Сергея Федотова к детальному воспроизведению исторической эпохи. Также подвал придаёт происходящему камерность, изолированность. Ты понимаешь, что кроме этих стен персонажи ничего и не видят. Становится жутковато. В итоге перед нами мрачная во всех смыслах постановка, приправленная долей юмора. Бессмертная классика в блестящем исполнении «У Моста» наведёт вас на глубокие размышления. А что выберете вы: мечты или реальность?
Даниил Метель