Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

27.12.2020

Поле несбывшихся надежд

13 и 14 сентября в Пермском театре "У Моста" состоялась очередная премьера — был показан спектакль "Поле" по пьесе ирландского драматурга Джона Б. Кина. Режиссура и сценография- Сергей Федотов.

С легкой руки Сергея Федотова, открывшего для российских театралов современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха, пермяки стали подлинными знатоками и ценителями творчества этого ирландского автора. Более того, благодаря Международным театральным фестивалям МакДонаха, уже трижды проводившимся в Перми по инициативе того же Сергея Федотова, жители Перми смогли поближе познакомиться с культурой Ирландии, с ее традициями и даже с ее национальными напитками. Поэтому не удивительно, что премьера по пьесе нового для зрителей ирландского автора Джона Б. Кина вызвала большой интерес и у пермской публики, и у театральных критиков.  

Творчество Джона Б. Кина (1928–2002 гг.) хорошо известно в Ирландии и за ее пределами. По его пьесе «Поле», написанной в 1965 году, снят художественный фильм (1990 г.) с Ричардом Харрисом, который за роль Быка МакКейба был номинирован на кинопремию «Оскар». Но в нашей стране «Поле»до сих пор не ставилось, и премьера одноименного спектакля в Пермском театре «У Моста» стала и российской.  

На первый взгляд, сюжет пьесы прост: ирландский фермер МакКейб по прозвищу Бык намерен купить на аукционе поле, которое он до сих пор только арендовал в качестве пастбища для своих коров. Но поле — лакомый кусочек, поэтому Бык предпринимает все возможное, чтобы устранить вероятных конкурентов и наконец-то заполучить вожделенный участок земли в свою законную собственность. Бык убежден в своем исключительном праве на это поле, а еще он уверен, что никто не посмеет встать у него на пути.

В последнем Бык МакКейб прав. С первых же минут его появления на сцене мы понимаем, что МакКейб получил свое прозвище не напрасно — он силен, неуправляем и агрессивен, как настоящий бык. Вдобавок, его повсюду сопровождает сын Тайг, не менее опасный тип, способный забить насмерть несчастного осла, забредшего на их поле. С МакКейбами не может справиться даже полицейский, расследующий гибель осла — все свидетели молчат, потому что все боятся! Страх — ключевое слово, характеризующее царящую вокруг клана МакКейбов атмосферу. Это мастерски подчеркивается звучащей фоном тревожной музыкой, мрачными декорациями.

По мере развития действия, сюжетная линия будет постепенно усложняться. Прозвучат упоминания об еще одном сыне МакКейба, затем сам Бык расскажет пронзительную историю смерти своей матери. Также зритель узнает, что жена Быка уже много лет с ним не разговаривает, а Тайгу нравится дочь жестянщика, у которой даже нет своей земли. Ну, а самое главное — на аукцион прибудет еще один покупатель, Уильям Ди из Америки, который тоже хочет купить поле, чтобы залить его бетоном и организовать на этом месте свое производство. На фоне противостояния из-за покупки участка земли потомственного ирландского фермера МакКейба и чужака Уильяма Ди развернется целая буря страстей, вскрывая сразу несколько давно вызревающих конфликтов: свои и чужие, деревенское и городское, старое и новое, отцы и дети. Каждый из персонажей пьесы так или иначе оказывается вовлечен в это противостояние.

Актеры театра «У Моста», как всегда, показали свое невероятное искусство перевоплощения, создавая на сцене потрясающие типажи, за которыми хочется наблюдать бесконечно. Зритель полностью погружается в атмосферу происходящего на сцене, увлеченный сюжетом и одновременно буквально загипнотизированный великолепной игрой актеров. Театральная сцена становится широчайшим полем для раскрытия творческого потенциала всех участников спектакля, где главный бриллиант, несомненно, актер Владимир Ильин, исполняющий роль Быка МакКейба. Кажется, что актер не играет, он буквально живет в этой роли, полностью перевоплощаясь в образ своего героя.   

Глубина психологического погружения в роль невольно заставляет вспомнить героев Мартина МакДонаха — как много у них, оказывается, общего! А слова о забитом насмерть осле ассоциируются с безумием вырывающихся наружу темных сторон человеческой натуры в романах Достоевского — помните несчастную лошадь из «Преступления и наказания»?.. Тот, кто способен убить из гнева лошадь или осла, на этом уже не остановится, ведь рано или поздно на его пути окажется и человек. Повинуясь этой неумолимой логике сюжета, Бык МакКейб неотвратимо движется к своей точке невозврата, вовлекая вместе с собой и сына. Удастся ли кому-то остановить их, пока не случилась трагедия?..

Спектакль «Поле» заставляет зрителя задуматься о самых глубинных вопросах людского существования. Что представляет из себя поле человеческой жизни? Богатые плодородные земли, способные еще долгие годы кормить потомков, детей и внуков? А может быть, на самом деле они скрывают кладбище? Сколько несбывшихся надежд навсегда похоронено здесь?..   

Ирина Малютина

Журнал "Особая" 

12 сентября 2020