Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

25.02.2022

Почему люди пьют?

Как-то мой отец многозначительно сказал мне: «Нет такого человека, который победил бы зелёного змия…». Алкоголизм – это всегда про распад, отравление, болезнь, разрушение. Алкоголь снимает напряжение, улучшает настроение, поднимает самомнение. Заполняет и создает пустоту. В спектакле «Энергичные люди» алкоголь склеивает персонажей и является своеобразным приговором для них. Я не случайно пишу «персонажи» – почти все герои пьесы лишены имён. Вместо них – «говорящие» клички, больше относящиеся к внешнему виду и, скорее, намекающие на проблемы с законом: Лысый, Курносый, Брюхатый, Чернявый, Простой. Шукшин намеренно обесчеловечил их.

Каждый писатель  вносит в свой текст часть себя, своей души и своего характера. Поэтому пьеса Шукшина пропитана его честностью, прямотой и справедливостью. И проявляется это как раз в отношении к главным действующим лицам. Для Шукшина особенно характерна вера в человека, в Человека, именно так, с большой буквы. Человек для него наделен нравственными ориентирами. Человек – это труд, работа. А в его героях этого нет. Поэтому неслучайно почти с самого начала действия мы видим как эти, казалось бы, люди вдруг превращаются в птиц. Да, птицы ещё не животные. Или это «ещё», напротив, УЖЕ не добавляет чести? Сочность сцене придаёт и музыка, мгновенно отсылающая нас к небезызвестной передаче Дроздова.

Вместо тёплых краев птицы, овеществленные уже до вагонов поезда, «прилетают» в холодный отчужденный мир женщины, Веры Сергеевны (Регина Шнигирь), использующей экран телевизора, как отчаянную попытку ускользнуть от реальности. Её лицо предельно непроницаемо, наполнено мрачной решимостью, она смотрит в экран так упрямо, что становится понятно: на самом деле она ничего там не видит. Таким образом, она находится в некоем подвешенном состоянии: наполовину в реальности, наполовину в своих мыслях. Такое мистическое состояние полубытия.

Игра света, в целом, работает на контрасте: теплый там, где теплоты и душевности вовсе нет, вместо них  только рассудок, расчёт и хитрость. А холодный – в царстве чувств и эмоций. Мир мужчин и мир женщин. Вера Сергеевна «доходит до точки» только тогда, когда узнаёт о предполагаемой измене мужа. Её желание отомстить может быть не очень нравственное, но такое че-ло-ве-чес-кое… Живое. Чувствительное.

Мы видим, как герои попадают в аналог пограничной ситуации – опасность возможности лишения свободы. Категорию «пограничная ситуация» предложил К. Ясперс, и она означает моменты глубочайших потрясений (страха, боли, отчаяния), в которых человек познаёт себя. Свобода – это экзистенциальная данность каждого. И потерять её страшно. Поэтому наружу из человека выходит его подлинное «я». «Энергичные люди» оказываются настоящим исследованием движений человеческой души. Невольно вспоминается рассказ Л. Андреева «Рассказ о семи повешенных». Где ночью перед казнью каждый осуждённый проявил свою истинную натуру – кто-то исповедался, кто-то впал в истерику, а кто-то превратился в животный страх. И  в спектакле каждый – Лысый, Курсносый, Брюхатый и другие – выдают себя с потрохами. Только Простой (Владимир Ильин), со всей своей преувеличенной страстью к деревне, почти не меняется. В нём подкупает нередко присущая пьяницам беззащитность, соединение искренности и хитрости. Он единственный не делает вид, что ему важно что-то, помимо бутылки. А другие цепляются за внешние атрибуты успеха, пытаясь доказать САМИМ СЕБЕ, что для них ещё не всё потеряно.

В. Шушкин делает своих героев алкоголиками, чтобы подчеркнуть их порочность. Они для него лишние нарывы на теле государства. А С. Федотов и актёры создают настоящие характеры, в которых живёт эпоха.

Константа пьющего – похмелье. Оно по определению ужасно. Тем веселее смотреть на утренние мучения Аристарха, когда он читает признание жены. В конце спектакля мы понимаем, что всем героям предстоит пережить похмелье куда более глобальное и страшное. Похмелье-панихиду по прошлой жизни.

Почему люди пьют?  Не от того ли, что в них так много энергии, применённой не туда, куда нужно? Не реализованной вполне, по-настоящему, от сердца. Как печально говорит Горьковский Тетерев из «Мещан»: «Меня губит не водка, а сила моя». Сущность человека состоит в реализации внутренней силы, энергии, потенциальности. И после спектакля хочется перестать терять время и продолжить доказывать своё право быть Человеком с большой буквы. Быть собой.

 

Дарья Ворончихина