Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

13.03.2019

Плюс 1000 евро. Почему Челябинск считают самым театральным городом России. Интервью Сергея Федотова

«Русский театр переживает тяжелые времена» – с этой фразы начался разговор с одним из самых известных современных режиссеров России Сергеем Федотовым.

Его спектакли неизменно вызывают зрительский катарсис, а его актеров нельзя не заметить в толпе им подобных. Пермский театр «У Моста» был участником челябинского фестиваля «CHELoВЕК ТЕАТРА» и, как всегда, играл свой спектакль в переполненном зрительном зале. 

Разучились работать с артистом

– Сергей Павлович, в Год театра нельзя не говорить о настоящем и будущем объекта внимания. Каким вам представляется современный российский театр?

– Сегодня для российского театра время тяжелое, потому что все плацдармы захватили постмодернисты, так называемая новая режиссура. И театр классический –театр Анатолия Эфроса, Георгия Товстоногова, Марка Захарова, Олега Ефремова, на котором я вырос и который проповедую, практически забыт. Не про себя говорю. Тридцать лет я доказываю, что великая русская школа психологического театра, театра человеческой души –наше главное достояние. Это самое великое, что может быть в мире. И всегда будет самым великим. 

– Чем объясняете страсть режиссеров к «иному» театру? 

– На мой взгляд, причина в том, что разучились работать с артистом, разучились создавать на сцене живой процесс, разучились так организовывать спектакль, чтобы история в нем дышала, чтобы жизнь человеческого духа происходила прямо у нас на глазах. Про все это забыли. Даже фестиваль «Золотая маска» сейчас называет лучшими спектакли, в которых нет ничего от русского психологического театра. Грустно. 

– Что нам предлагают взамен театра Станиславского?

– Есть яркая форма, какие-то яркие режиссерские ходы, концепции… Все стремятся сделать что-то эффектное, некий проект. А получаются однодневки. Раскрутили, удивили и забыли. 

– Театру «У Моста» исполнилось 30 лет. И все эти годы зрители восхищаются актерскими работами в ваших спектаклях. 

– Потому что я не подменяю энергетики актера режиссерскими трюками. И классику я ставлю как классику. Мой театр начинается с артиста, с человека. Артиста надо взрастить, воспитать, его нельзя загонять в рамки однотипных ролей, он каждый раз должен получать другую роль, отличную от той, что была в предыдущем спектакле. Так всегда было в театре Георгия Товстоногова. И то же самое было во МХАТе. Артист должен создавать вибрацию на сцене, которая способна захватить весь зрительный зал. Тогда возникает спектакль как сеанс гипноза. 

Вот мы сидим сейчас в окружении портретов одного из ярких представителей русского психологического театра Наума Орлова, который построил в Челябинске театр-дом, гремевший не одно десятилетие на российской сцене. Какие мощные артисты были у Орлова! Потому что он их собирал, растил, пестовал.

Самый театральный город России

– Согласны с тем, что вас часто называют мистиком и магом?

– (Смеется.) Это я называю обыкновенным чудом театра. 

– Как тщательно вы отбираете актеров для своего театра?

– Они сами притягиваются, съезжаются со всей России. Без ложной скромности скажу, что из любого актера я могу сделать личность, индивидуальность, звезду. Потому что скрытые резервы, о которых он даже не подозревает, есть в каждом человеке. Тридцать лет я провожу мастер-классы в России и Европе. Те упражнения, которые я предлагаю, могут вытащить из актера такое, о чем он никогда не подозревал. То есть найти ключ к собственному подсознанию. Главное, чтобы артист хотел этого. 

Но не все актеры способны долго выдерживать тот эмоциональный график, ритм работы, который задан в театре «У Моста». Мы работаем без выходных, репетиции бывают по 10-12 часов, не исключены ночные репетиции. Тут актеру надо понять, что миссия великого театра требует невероятного самопожертвования. Не каждый готов это сделать. Поэтому некоторые актеры уходят в другие театры, уезжают, но при встречах всегда говорят, что скучают по нашему театру.

– Вы каждый год приезжаете в Челябинск на фестиваль «CHELoВЕК ТЕАТРА», ваши впечатления?

– Мне шире хочется сказать о Челябинске. Я его считаю самым театральным городом России, потому что здесь сложились невероятные фестивальные традиции еще с «Театральных опытов», которые проводил «Манекен». Это был первый для нас челябинский фестиваль. И это было что-то поразительное, все просто бурлило! Я увидел огромное количество молодых, но уже знаменитых театров, познакомился с интересными российскими и европейскими режиссерами. В то время «Манекен» действительно был одним из самых лучших театров России. Это был первый особый авторский театр, созданный Анатолием Морозовым. Театр со своим мировоззрением, своим лицом. Затем появился фестиваль «Камерата», и Челябинский камерный театр зазвучал на российских подмостках. А теперь здесь каждый год замечательные театры собирает «CHELoВЕК ТЕАТРА». Я уже сбился со счета, сколько раз «У Моста» был в Челябинске. 

МакДонах был просто необходим

– И здесь, в Челябинске, идут поставленные вами спектакли.

– Да, мой спектакль «Игроки» в Камерном театре идет уже 15 лет, его любят и артисты, и зрители. Пять лет назад я здесь же поставил «Красавицу из Линэна» МакДонаха. Этот спектакль тоже ждут, у него своя публика. Поэтому я могу утверждать, что в Челябинске прекрасный зритель, который приходит на спектакли по несколько раз. И когда театр «У Моста» приезжает сюда на фестивали, то после спектаклей подходят зрители, которые видели все наши спектакли здесь. Невероятный в Челябинске зритель. 

– Объясните свою любовь к ирландскому драматургу Мартину МакДонаху, ведь именно вы открыли его для России. 

– 13 лет назад никто в России не знал, кто такой Мартин МакДонах. И я тоже не знал. Впервые я увидел спектакль по МакДонаху в Праге, это был «Сиротливый Запад». Совершенно простая декорация. И вдруг выходят актеры, и начинается действо, которого я ждал всю жизнь. Правда, перемешанная с невероятным гротеском. Такой сумасшедший юмор! И столько любви к человеку, к своим героям! Я понял тогда, что хочу поставить МакДонаха немедленно, потому что в те времена столько чернухи ставилось на российской сцене. МакДонах нам был просто необходим! Его пьесу я начал переводить еще в поезде, возвращаясь из Праги. И мы сразу приступили к репетициям. 

А сейчас в России более 170 постановок по пьесам МакДонаха, они идут везде. Но мы пока остаемся единственным театром в мире, который поставил все пьесы этого драматурга. И мы единственный в мире театр, который поставил всего Гоголя. Кстати, у МакДонаха и Гоголя, у МакДонаха и Чехова много родственного. 

– На этот раз вы показали челябинцам «Идиота» Достоевского. Это тоже начало театрального сериала «Весь Достоевский»? 

– Да, я хочу поставить и «Бесов», и «Братьев Карамазовых».

– Верите ли вы в будущее русского психологического театра? 

– Я верю, что русский театр вернется в свою стихию, что наступит такое время. Я верю, что театр «У Моста» не зря доказывает все эти годы, что зрителю нужен театр Константина Станиславского и Михаила Чехова. Можно бесконечно смотреть на море или на огонь. Смею утверждать, что живой актер сродни морю и огню. Это и есть русский психологический театр. 
Кстати, когда я ставил спектакли в Чехии, мне рассказали такой анекдот: если режиссер говорит, что работает по системе Станиславского, то его гонорар сразу увеличивается на 1000 евро. Там с ума сходят по спектаклям, в которых на первый план выводится великолепная актерская игра. И мой спектакль «Собачье сердце» получил национальную театральную премию Чехии, а я был признан в 2004 году лучшим режиссером этой европейской страны. Это что-то да значит. 

Сергей Федотов, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, режиссер, создатель и художественный руководитель Пермского театра «У Моста». Лауреат Национальной премии Чехии. Его постановки получили более 20 Гран-при международных фестивалей, а его спектакли по МакДонаху дважды получили «Золотую маску». В 2011 году Пермский театр «У Моста» вошел в десятку лучших театров России по версии журнала Forbes. Это единственный театр, где идут такие спектакли, как «Дракула» и «Франкенштейн», где поставлен весь Гоголь (8 спектаклей) и все пьесы МакДонаха. Художественный метод Сергея Федотова строится на сочетании школ Михаила Чехова, Ежи Гротовского и эстетики Театра жестокости Антонена Арто.

 

Светлана Симакова

Портал «Челябинск сегодня. Южноуральская панорама»