Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

18.01.2022

Письмо полномочного министра по делам молодёжи и спорта Лиги Арабских Государств доктора Хади Сидери

Павел Гурьянов

На прошлой неделе полномочный министр по делам молодёжи и спорта Лиги Арабских Государств доктор Хади Сидери опубликовал эссе, посвященное Пермскому театру «У Моста» (худ. рук. Сергей Федотов). Летом этого года я участвовал в организации приёма Министра в Перми, в театре «У Моста» мы провели круглый стол с Министром «Восток – Север – Юг: стратегические маршруты XXI века». Министру также показали ключевые сцены из лучших постановок театра «У Моста».

Текст доктора Сидери был размещён в нескольких арабоязычных СМИ: NBJO (Иордания), Джухайна Ньюс (Сирия), Маан Ньюс (Палестина). Предлагаю читателю ознакомиться с расширенной версией статьи доктора Сидери на русском языке:

"В 2021 году я посетил с деловым визитом Российскую Федерацию. Интерес к этой стране заставил меня не только оценить деловой климат, но и попытаться проникнуть в тонкие сферы русской жизни.

В ходе моего знакомства с этой огромной страной я стремился отыскать те подлинные жемчужины русского искусства, которые скрыты за туристическим фасадом с известными всем образами вроде московского Кремля. Сегодня в России осталось не так уж много очагов национальной театральной культуры, интерес к которой велик во всем мире.

На самой границе Европы и Азии, у самой древней складки мирового ландшафта – Уральских гор – расположился город Пермь. Суровый климат и мощные заводы создали почву для развития здесь особой культуры – своеобразного микса советского урбанизма с эстетикой лесной тайги и язычеством северных народов. В этом контексте сформировался на сломе советской эры уникальный центр русской театральной культуры, загадочный театр на берегу холодной полноводной реки. Руководитель театра Сергей Федотов назвал его «У Моста», подчеркнув тем самым, что конкретное географическое место – возле моста через водную артерию на границе Европы и Азии – имеет мистический смысл. Сергей Федотов переводит через мост в иные, потусторонние миры.

Сам театр – пространственная головоломка, дороги к его входу словно спрятаны и спутаны – как тропинки в Уральской тайге. Внутреннее пространство – немыслимый лабиринт, который, как мне показалось, никак не может уместиться в своей внешней физической оболочке.

Спектакли театра «У Моста» – балансирование между русской психологической школой и мистикой, колдовством, экзорцизмом. Вы можете увидеть здесь замечательные семейные комедии и холодящие кровь трагедии. Когда-то Аристотель сказал, что цель театра – вызывать страх и сострадание. Сергей Федотов – едва ли не последний режиссёр европейского континента, относящийся к этой формуле всерьез. Всякий его спектакль – работа со зрителем, со зрительскими эмоциями и ожиданиями. Театр открыт нам – если, конечно, мы готовы испытать чувства страха и сострадания всерьёз.

Наверное, именно поэтому «У Моста» – важная площадка для пьес самого знаменитого драматического писателя современности Мартина МакДонаха. Ужас и сострадание в произведениях этого мужественного писателя встречаются с духовидческим творчеством Сергея Федотова.

Театр всегда ограничен в пространстве и времени. Этот опыт невозможно распространить в другие страны, подобно ресторану Макдональдс или магазину Икеа. Однако, посетив театр «У Моста», я понял, что существование этого учреждения в географическом центре Евразии имеет какое-то значение для всех нас, людей разных континентов. Мы живём в теёлом – всё ещё тёплом, но остывающем – мире лишь потому, что в глобальном пространстве работают эти очаги высокой человеческой культуры, наследующие древним ритуалам и духовным песням всех континентов. Я понимаю, что большинство из моих читателей никогда не сможет посетить это таинственное место, но мне хочется рассказать о том, как работает один из тех реакторов, что насыщают наш мир энергетикой человечности.

Неудивительно, что возле этого очага собираются общественные деятели и интеллектуалы. Мне самому довелось поучаствовать в международном круглом столе представителей стран Ближнего Востока и Африки, организованном Сергеем Федотовым на площадке театра «У Моста».

Я уже давно хотел написать эту заметку, однако мне трудно выразить словами свои театральные впечатления от посещения Перми. Поводом к написанию послужили для меня тревожные сведения. Пожарные службы Перми планируют выселить театральную труппу из здания «У Моста»; театр оказался без своего дома и нуждается в площадях, соответствующих творческим и производственным потребностям уникального коллектива. Я хочу выразить поддержку Сергею Федотову. Я искренне надеюсь, что мы не потеряем эту жемчужину Евразии. Мне хочется поддержать пермского губернатора Дмитрия Махонина в его усилиях по спасению театра (я уверен, что такие усилия предпринимаются). Мне трудно выразить тревогу, охватившую меня, когда слухи о закрытии театра «У Моста» меня достигли.

В мире торжествующей вульгарности – мире бесконечных стендап-комиков и бессмысленных рэп-батлов – особенно важно, чтобы где-то горели очаги высокого страха и сострадания. Уверен, что это понимают люди, принимающие решения в такой сложной и глубинной стране, как Россия".


Хади Сидери, январь 2022


Подготовка публикации на русском: Chekhov House


Публикации в арабском мире:
http://www.nbnjo.com/post.php?id=159501
https://johinanews.com/article/170518
https://alanbatnews.net/article/355623
https://alwakaai.com/article/441319
https://www.maannews.net/news/2058372.html