Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

09.11.2018

Пермский театр «У Моста» – мистика и реальность

Пермский театр «У Моста» дал в Москве на Симоновской сцене театра им. Е. Вахтангова в рамках «Биеннале театрального искусства 2018» и проекта «Уроки режиссуры» спектакль «Васса» (ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ).

И это первая, увиденная мной постановка легендарного пермского театра, которому в октябре исполнилось 30 лет, и который завоевал любовь зрителей разных городов и стран, а еще успешно ведет фестивальную деятельность и удостоен национальной премии «Золотая маска». С уверенностью могу сказать, что, посмотрев эту пьесу Максима Горького в двух московских театрах – Малом и Моссовета, я только здесь ощутила ту слаженность артистов, когда их герои существуют как единый живой организм. В глубине узкого зала – сцена, где создана уникальная атмосфера дома и его обитателей начала XX века в России. Режиссер, худрук и основатель театра «У Моста» Сергей Федотов вовлекает зрителей в особый мир семьи Железновых, намеренная замкнутость которого усиливается камерностью Симоновского зала, представляющего собой вытянутое пространство с небольшой сценой внизу.

С одной стороны, в этом зале количество рядов в два раза больше количества мест в каждом из них, что невольно отсылает кого-то на галерку, но с другой – сужая  угол обзора присутствующих, создает иллюзию подзорной трубы, так называемого эффекта подглядывания за героями. Васса Железнова показана режиссером и актрисой Мариной Шиловой неоднозначно, а так, чтобы зритель то осуждал ее, то оправдывал, понимая, что именно она – тот самый стержень семьи, как и дореволюционной России, которую все вокруг хотят сломить и растащить по карманам ее богатство, нажитое достойными людьми и их трудом. Пьеса актуальна сегодня гораздо больше, чем во времена великого Горького: Васса будто олицетворяет собой нашу нынешнюю страну, от которой члены семьи (ее жители) норовят что-то отломить, оторвать, продать и увезти с собой награбленное в офшоры. Мария Новиченко в роли Людмилы прекрасна в своем естестве, главные ее черты – искренность, своенравность, любовь к свекрови. Она ищет счастья и ведет себя естественно, а не льстит Вассе елейным голосом, какой часто ее делают в театрах. Александр Шаманов в роли Прохора Железнова – не вальяжный барин красавец, как обычно бывает на сцене, а нормальный здоровый мужик с обычной внешностью, невероятным темпераментом и энергией. Реалистично показано самоубийство горничной Липы, и ты невольно ужасаешься, погружаясь в созданный режиссером мир, где реальность и потусторонность на твоих глазах явно пересекаются. По ходу действия в тебе как будто тоже начинает происходить что-то необычное: недаром театр «У Моста» называют единственным мистическим театром в мире.

 

Полина Шорохова 

Портал «Культурные новости столицы»